Владимир Булавин: «Главной целью стратегии мы предлагаем определить «Формирование качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстроперенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства».
В документе определены ключевые направления развития таможенной службы: цифровизация и автоматизация, содействие в развитии экспортно-ориентированных секторов национальной экономики, обеспечение прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в России, создание благоприятной среды для деятельности участников ВЭД и ряд других.
В Стратегии впервые сформулирована миссия таможенной службы: «Содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД».
Важность ведения конструктивного диалога таможни и бизнеса, а также высокий уровень проработанности проекта Стратегии отметил председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко.
Леонид Лозбенко: «Представленная сегодня Стратегия – единственная в мире в своем роде. Ни одна из зарубежных таможенных служб не приняла стратегического документа своего развития на столь долгий срок. Отдельного хотелось бы отметить, что в Стратегии учтены предложения бизнес-сообщества».
Представители РСПП, ТПП России, Деловой России, ОПОРы России представили комментарии по проекту документа и дали ему содержательную оценку с позиции делового сообщества. По итогам обсуждения проект Стратегии в целом одобрен членами советов.
Владимир Булавин выразил благодарность представителям бизнес-сообщества за активное участие в разработке проекта Стратегии и предложил участникам заседания представить обоснованные дополнения, при необходимости провести дополнительные консультации и доработать проект документа до 1 августа 2019 года.
Участники встречи также обсудили подготовленный ФТС России совместно с деловыми кругами – членами постоянной комиссии по профилактике правонарушений в сфере таможенного дела Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России проект Программы по профилактике совершения правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов, на 2019-2020 годы.
Заместитель руководителя ФТС России Олег Губайдулин: «Основными целями и задачами Программы являются защита личности, общества и государства от противоправных деяний, выявление и анализ причин, способствующих совершению правонарушений; принятие мер по их устранению или нейтрализации; выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности; снижение административной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности, а также разъяснение необходимости исполнения требований законодательства о таможенном деле».
Представители деловых кругов в целом одобрили представленный проект документа, высказали свои предложения и выразили готовность к продолжению совместной экспертной работы, направленной на реализацию комплекса мер по профилактике правонарушений в таможенной сфере.
О результатах работы постоянных комиссий Экспертно-консультативного совета по развитию таможенного администрирования и таможенного контроля в морских пунктах пропуска, а также о работе по совершенствованию таможенного администрирования и развитию информационных технологий сообщил первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.
Руслан Давыдов: «В работе постоянных комиссий обсуждается состояние инфраструктуры в пунктах пропуска, механизм надлежащего обустройства пунктов пропуска, концепция «единого окна» и обязательное предварительное информирование на водном транспорте».
Он также предложил проработать вопрос о возможности создания в рамках Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России регионального отделения Консультативной группы высшего уровня частного бизнеса (PSCG) Всемирной таможенной организации.
Дальнейшая работа комиссий будет нацелена на улучшение процессов таможенного администрирования, правового регулирования деятельности субъектов на основе лучших международных практик, развитие IT-инфраструктуры, закрепление в нормативных правовых актах перспективных моделей пунктов пропуска и улучшения обустройства пунктов пропуска.
Координаторы постоянных комиссий Экспертно-консультативного совета проинформировали о ходе совместной работы ФТС России и бизнес-сообщества по ключевым направлениям развития в таможенной сфере.
Доклад руководителя ФТС России В.И. Булавина на совместном заседании Общественного совета и Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России
«О проекте Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»
Уважаемые члены Общественного совета и члены Экспертно-консультативного совета!
Федеральная таможенная служба находится на заключительном этапе реализации основных стратегических документов, в первую очередь – Комплексной программы и вошедших в неё «дорожной карты» по реформированию системы таможенных органов и Стратегии развития таможенной службы до 2020 года. Их подготовка осуществлялась при непосредственном участии бизнеса. При этом отмечу взаимопонимание и конструктивный подход, как в этой работе, так и при реализации указанных документов.
Это даёт мне право утверждать, что все намеченные планы и целевые показатели будут достигнуты, и к рубежу 20-го 21-го годов мы подойдем с хорошим заделом для дальнейшего развития.
В октябре 2018 года в соответствии с Комплексной программой началось реформирование нашей системы, в процессе которого качественное изменение произошло в таких устоявшихся понятиях, как таможня и таможенный пост, таможенное оформление и таможенный контроль.
Созданы и начали свою работу электронные таможни, центры электронного декларирования, таможни и посты фактического контроля.
Эти преобразования позволят выработать единообразные подходы к таможенному администрированию, уменьшить коррупционные риски и придать работе выпускающих инспекторов большую объективность и самостоятельность.
Осуществляется системная, кропотливая работа по переводу всех таможенных органов в новую систему координат.
Важно отметить, что мы вступили в достаточно длительный (по крайней мере, трехлетний) переходный период. В этих условиях главное – не потерять темп и не допустить снижения эффективности таможенного администрирования.
Мы безальтернативно переходим в безбумажную среду. В центрах электронного декларирования и электронных таможнях будет выпускаться 95% всех деклараций на товары с применением новейших таможенных технологий.
Совместно с ФНС России с 1 июля текущего года запущен эксперимент по документальной прослеживаемости товарных партий. Перспективность данной технологии не вызывает сомнений.
Мы нацеливаемся на перевод этой работы из режима эксперимента в постоянно действующую технологию уже в ближайшей перспективе, конечно рассчитывая на активное содействие бизнеса.
Кратно увеличены показатели применения процедур, полностью исключающих участие человека.
Так, автоматически регистрируются:
по импорту 34,4% деклараций, по экспорту 86,6%.
Автоматически выпускается:
по импорту 28,1% безрисковых товарных партий, по экспорту 44%.
В соответствии с Комплексной программой к 2020 году, и при импорте и при экспорте, авторегистрация составит 99%, автовыпуск 80%. Запланированные значения показателей безусловно будут достигнуты.
Уже сейчас в электронном виде оформляется 98,8% транзитных деклараций. А 63% всех деклараций выпускается в центрах электронного декларирования. С применением технологии единого лицевого счета уплачивается 99,57% платежей, а это 2,76 трлн.руб.
Приступая к формированию нового стратегического документа, перед нами стояла задача определиться – куда двигаться дальше? Какой должна быть таможенная служба к 2030 году, ее роль и место в системе государственной власти?
«Проходной» и легко исполнимый документ – не та задача, которую ставит перед собой ФТС России. А результаты текущего реформирования позволяют нам определять достаточно амбициозные цели выхода на качественно новый уровень.
При планировании есть один хорошо зарекомендовавший себя подход: задачи и показатели могут казаться недостижимыми – тогда результаты будут реальными.
И мы исходим в том числе и из этого.
Уже в прошлом году, на заседаниях Общественного совета и Экспертно-консультативного совета я анонсировал начало подготовки Стратегии развития таможенного администрирования до 2030 года, обозначал основные направления такого развития. При этом просил дать Ваши предложения и рекомендации для подготовки стратегического документа. Мы также внимательно изучали результаты дискуссий на различных площадках, включая Международный таможенный форум прошлого года, Гайдаровский форум, а также лучшие мировые практики.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность членам Совета за проявленную заинтересованность и активность в подготовке предложений. Большинство из них в итоге (в том или ином виде) вошли в текст проекта Стратегии.
Более того, для себя я сделал вывод, что ожидания и видение бизнес-сообщества о дальнейших направлениях развития таможенной службы в целом соотносятся с видением ФТС России.
Так, безусловно поддерживается позиция бизнеса о том, что таможенная служба должна содействовать реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики.
В проекте стратегии ФТС России наряду с другими учтены такие предложения бизнеса, как:
— модернизация инфраструктуры пунктов пропуска;
— внедрение широкой системы прослеживаемости товаров на территории ЕАЭС, аккумулирующей информацию из различных источников (производители, продавцы, покупатели, таможенные службы зарубежных стран, налоговые и иные государственные контролирующие органы);
— совершенствование системы таможенного транзита;
— однократность представления информации и применения форм государственного контроля;
— исключение дублирования данных в электронном виде документами на бумажном носителе;
— повышение уровня автоматизации процессов выявления рисков на всех стадиях совершения таможенных операций;
— цифровая трансформация технологий таможенного оформления и таможенного контроля и обработки больших объёмов данных с использованием методов «искусственного интеллекта».
Это главные векторы, которые будут задавать импульс дальнейшего движения.
При формировании структуры проекта стратегии мы исходили из обязательности соблюдения логической цепочки: «Цель – задачи – механизм реализации».
Все целевые ориентиры проработаны, соответствуют логике предшествующего развития и возможности решить поставленные задачи в соответствии со сроками, определяемыми в Стратегии.
Мы понимаем, как эти задачи решать. Новая стратегия – это не просто набор красивых и эффектных фраз, а руководство к действию.
А механизм и этапы достижения поставленных задач, уже после утверждения Стратегии, будут детально прописаны в Плане реализации Стратегии, который, безусловно, будет готовиться с Вашим участием.
Уверен, что Вам удалось изучить проект Стратегии, поэтому озвучу лишь наиболее значимые и прогрессивные идеи, затрагивающие интересы участников ВЭД.
В стратегии впервые сформулирована миссия таможенной службы (она показана на экране):
«Содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД».
А главной целью стратегии мы предлагаем определить:
«Формирование качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстроперенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства».
Таможня как институт, не может развиваться отдельно от объективно складывающихся тенденций в вопросах государственного строительства, международной торговли, технического и технологического прогресса, развития экономики, вызовов и угроз международного и национального характера.
И нашу задачу мы видим в том, чтобы правильно оценить направленность критических для таможенного администрирования факторов и эффективно соотнести развитие таможни с общемировыми, интеграционными и национальными тенденциями.
Поэтому приоритетом нашей деятельности на следующее десятилетие станет превращение таможенного администрирования в быстрый и высокотехнологичный процесс за счёт максимально возможного применения инновационных методов и цифровых технологий. Это в полной мере подразумевает применение новых подходов и к организации работы.
При этом мы ставим перед собой задачу полноформатной реализации наших возможностей по организации информационного взаимодействия с соответствующими структурами как внутри страны, так и с зарубежными партнерами, на уровне, достаточном для выполнения миссии ФТС России.
Всем нам известны проблемы функционирования пунктов пропуска. Неразвитость инфраструктуры и слабая техническая оснащённость является критически сдерживающим фактором повышения их пропускной способности и существенно влияющим на скорость таможенного оформления.
Мы приступили к разработке модели «интеллектуального» пункта пропуска, в основе которой лежит максимальная автоматизация процессов совершения таможенных операций с использованием элементов «искусственного интеллекта».
Соответствующие требования будут сформулированы и предложены нами для реализации при реконструкции, модернизации и строительстве пунктов пропуска, в том числе в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Основой функционирования данной модели должна стать единая для всех контролирующих органов и иных участников логистического процесса информационная система, в которую будут интегрированы технические средств объективного контроля, такие, как ИДК, весогабаритные комплексы, системы радиационного контроля и все прочие.
Ряд процессов, которые в настоящее время пока не автоматизированы либо автоматизированы не в полной мере, будут реализовываться без участия должностных лиц. Например, получение данных с весогабаритных комплексов и систем распознавания регистрационных номеров транспортных средств, обработка снимков ИДК и принятие по ним решения.
Всё это в совокупности с подсистемами электронной очереди и диспетчеризации, позволит без участия должностных лиц государственных контролирующих органов осуществлять проведение всех необходимых форм контроля. По сути, для отдельных безрисковых поставок это будет означать безостановочное прохождение пункта пропуска.
В целом, интеллектуальный пункт пропуска создаст стимулы и условия для развития института УЭО, увеличения доли предварительного декларирования товаров, сокращения издержек бизнеса, завершения основных таможенных операций ещё до убытия товара из пункта пропуска.
При этом хочу отметить, что для морских и авиационных пунктов пропуска эта технология в стадии высокой готовности, а ее реализация в отношении автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска – задача для Стратегии 2030.
Положительный эффект от данной модели ощутят уполномоченные экономические операторы как лица, пользующиеся доверием таможенных органов и гарантирующие реализацию «безопасной цепи поставок».
Всё это позволит продолжить сокращение сроков проведения таможенных операций и выстраивание партнёрских отношений с добросовестными участниками ВЭД на принципах открытости и доверия, бесконтактности и однократности.
Снижению административной нагрузки на законопослушный бизнес будет способствовать внедрение технологии определения уровня риска каждой товарной партии в режиме он-лайн.
Принятие решения о необходимости применения мер по минимизации рисков будет зависеть от совокупности всех характеристик товара, условий его перемещения через таможенную границу и степени добросовестности декларанта.
Внедрение такой технологии – значимый шаг в развитии системы управления рисками. При этом потребуется реализовать целый комплекс задач:
– применение «искусственного интеллекта» для выбора объектов контроля;
– обмен результатами применения СУР с федеральными органами исполнительной власти, а также издание межведомственных профилей риска для обеспечения однократности проверок товарных партий;
– интеграция сегментов систем управления рисками со странами ЕАЭС;
– более глубокое информационное взаимодействие с бизнесом, что потребует от участников ВЭД повысить степень открытости своих информационных систем для таможенных органов.
Наша задача – сделать систему управления рисками ещё более умной, гибкой, информационно-насыщенной, автоматизированной, самообучаемой и самонастраиваемой.
В этих условиях статус УЭО, товарные партии которых по законодательству отнесены к безрисковым поставкам, станет значительно привлекательнее.
В целом, благодаря реализации Стратегии законопослушные участники ВЭД получат ощутимый эффект:
– понятные требования;
– передовые технологии и ускорение перемещения товаров через таможенную границу;
– конкурентные преимущества, отсутствие произвольной и неоправданной дискриминации или скрытых ограничений при осуществлении внешней торговли;
– минимизацию издержек и коррупционных рисков;
– повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления внешнеэкономической деятельности.
Принципиально.
Таможенная служба, безусловно, должна восприниматься как «таможня без кулаков», но, в то же время, быть результативной для государства и защищать его интересы. Мы обязаны обеспечить эффективное противодействие угрозам национальной безопасности, в т.ч. экономической, обеспечить полноту взимания таможенных платежей.
Положения проекта стратегии содержат целый комплекс задач в этом направлении, в том числе касающиеся совершенствования роли правоохранительной составляющей, а также формирования новых подходов для смещения акцентов таможенного контроля на этапы до и после выпуска товаров.
В этой связи, и на основе изучения опыта проведения предотгрузочных инспекций, мы ведем переговоры с китайскими партнерами о запуске проекта по участию сотрудников нашего представительства при контроле экспортных операций, проводимым нашими китайскими коллегами.
В условиях полномасштабной автоматизации не может не измениться роль, место и образ таможенного офицера. Всё больше возрастают требования к его знаниям и квалификации. В условиях автоматических технологий регистрации, проверки соблюдения обязательных требований и оценки рисков, принципиально изменится смысл терминов «выпуск», «принятие решения о выпуске», «выпускающий инспектор» и т.д.
Всё более ускоряющиеся процессы развития таможенного администрирования потребуют соответствующих знаний методов анализа больших объёмов данных, способностей к оперативной переподготовке и дополнительному обучению, и многое другое.
Фактически, опыт, знания и компетенции таможенного офицера должны быть органично встроены в работу «искусственного интеллекта».
Но (!), какими бы не были совершенными информационные продукты, роль человека останется ведущей.
Понимая это, мы уделили особое внимание положениям, направленным на обеспечение достойных и конкурентных условий службы в таможенных органах в условиях общего реформирования государственной гражданской службы в Российской Федерации.
Это и повышение экономической мотивации должностных лиц, и гарантия карьерного роста, доступная и качественная медицина, льготное санаторно-курортное лечение, и ряд других.
Уважаемые члены Общественного и Экспертно-консультативного советов!
Роль бизнес-сообщества в достижении поставленных перед таможней целей и задач велика. Как мы с вами договаривались несколько лет назад, взаимодействие – это движение навстречу. И важно, чтобы оно было синхронизировано и по скорости, и по времени.
Хочу ещё раз подчеркнуть, что мы максимально учли ваши рекомендации при формировании проекта стратегии. Каждое ваше предложение было внимательно, детально и конструктивно рассмотрено на заседаниях экспертной и рабочей групп по подготовке Стратегии.
Такой подход мы сохраним и в последующем при подготовке межведомственного и детального планов по её реализации.
Фактически мы не смогли учесть лишь те предложения, которые или уже реализованы, или будут реализованы до 2020 года, или не относятся к компетенции таможенной службы.
Мы всегда готовы выслушать и принять содержательные конструктивные предложения, на данном этапе желательно в виде конкретных формулировок с обоснованным смыслом и с таким расчетом, чтобы мы смогли получить и обработать предложения до 1 августа этого года.
Ещё раз подчеркну, что предложенный для рассмотрения проект Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на период до 2030 года основан на существующей национальной и наднациональной законодательной базе, наших достижениях, выверен с точки зрения развития информационных систем, увязан с прогнозом социально-экономического развития страны и задачами, определенными Стратегией национальной безопасности. В нашей новой Стратегии нет места неоправданным фантазиям и идеям, поставленные в ней цели реальны и достижимы.
В тоже время он не является догмой, механизм внесения изменений и корректировок в стратегические документы также предусмотрен.
Полагаю наиболее продуктивным сконцентрировать общие усилия на тех реформах, которые особо важны и реализуемы.
Уверен, что достижение намеченных в стратегии целевых ориентиров позволит во многом изменить к лучшему бизнес-климат в стране.
Предлагается определить в качестве основного принципа (или девиза) следующего десятилетия развития таможенной службы:
Умная таможня, искусственный интеллект и законопослушный бизнес – гарантия скорости, безопасности и доверия.
Спасибо за внимание!