Законопроектом предлагается внести изменения, исключив из перечня государственных и муниципальных унитарных предприятий, на которые распространяется обязанность при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие фармацевтическую деятельность.

Согласно Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции, действующей с 01.01.2017 года, план закупок формируется государственными унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи, предписывающей формирование плана закупок на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями положения бюджетного законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, ряд государственных и муниципальных унитарных предприятий, например, государственные и муниципальные аптечные организации не являются получателем бюджетных средств, так как отсутствует государственное задание. Следовательно, до них не доводятся соответствующие бюджетные ассигнования.

Кроме того, согласно Гражданскому кодексу и Федеральному закону 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Таким образом, государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).

Государственные и муниципальные аптечные организации созданы с целью обеспечения населения и организаций здравоохранения лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента, как правило, в силу своей социальной направленности, в тех населенных пунктах, где данный вид деятельности не рентабелен и действуют на основе самофинансирования, самоокупаемости и полной хозяйственной самостоятельности.

Внесенные изменения Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 321-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», по мнению авторов, повлекут к снижению ассортимента лекарственных средств, конкурентоспособности и несостоятельности государственных и муниципальных аптечных организаций, т.к. процедура проведения электронного аукциона от даты размещения закупки в плане- графике до заключения контракта составляет от 42 до 60 дней (сегодня срок от заказа и заключения договора до поставки лекарственных средств составляет, в среднем, семь дней). Также авторы законопроекта выделяют риски игнорирования поставщиками участия в электронном аукционе по причине невыгодных для них условий контракта.

Таким образом, по мнению депутатов, принятие и реализация данного законопроекта позволит государственным и муниципальным унитарным предприятиям, осуществляющим фармацевтическую деятельность, и иным унитарным предприятиям осуществлять расходование не бюджетных средств, полученных ими от своей деятельности, и впредь, руководствуясь федеральным законом № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что позволит им оставаться конкурентоспособными с иными коммерческими организациями и достигать основной цели – обеспечить граждан необходимыми лекарственными средствами.