Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по адресу: www.audit.gov.ru.

Счетная палата предлагает усилить уголовную отвественность за незаконный вывод капиталов за рубеж

В отчете аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка работы органов и агентов валютного контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а также по сокращению дебиторской задолженности по уплате доначисленных таможенных платежей и наложенных штрафов в 2013-2015 годах и истекшем периоде 2016 года (при необходимости в более ранний период) при администрировании экспортно-импортных операций по товарам».

В отчете отмечается, что в результате совершения импортно-экспортных товарных сделок незаконный вывод капиталов из страны в 2013-2015 гг. составил 1,2 трлн руб. (отчетные данные ФТС России). Таможенными органами в этот период возбуждено и передано в Росфиннадзор 17 374 дел об административных правонарушениях в сфере валютного контроля и валютного регулирования. В результате деятельности Росфиннадзора из этой суммы выявленных нарушений на участников внешнеэкономической деятельности наложены штрафы в размере 663,4 млрд руб. Фактически в федеральный бюджет по постановлениям Росфиннадзора взыскано около 3 млн руб., что составляет 0,0005% суммы выявленных нарушений, то есть практически все постановления по делам об административных правонарушениях, переданные на исполнение в ФССП России, окончены без фактического взыскания.

Проверка показала, что в 2013-2015 гг. увеличивалось и продолжает увеличиваться сейчас число случаев выявленных нарушений валютного законодательства с истекшим сроком давности привлечения к административной ответственности, в ходе расследования которых дела не возбуждались или прекращались. Так, в 2013 году такие случаи составляли лишь 7,4% всех выявленных нарушений валютного законодательства по незаконному выводу капитала, в 2014 году – 15,6%, в 2015 году – 33,2%, в I-ом квартале 2016 года – 25%.

В отчете также отмечается, что практически все действия недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, приводящие к нарушениям валютного законодательства, совершены с использованием организаций, создаваемых в целях вывода капитала. В ходе проверки был выявлен факт учреждения предпринимателем 1 243 организаций, что позволило ему в 2013-2016 годах осуществить незаконный вывод капиталов в сумме 522,5 млн руб.

Проверка областного и арбитражного судов Владимирской области выявила многочисленные нарушения финансовой дисциплины

В отчете аудитора Счетной палаты Татьяны Блиновой представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение деятельности областных судов в 2014-2015 годах и текущем периоде 2016 года».

В отчете отмечается, что в проверяемый период финансовое обеспечение областного и арбитражного судов Владимирской области было осуществлено в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Кассовое исполнение в 2014 и 2015 годах составило свыше 99,9%. Произведенные расходы обеспечили деятельность судов в соответствии с их полномочиями.

Проверка выявила признаки нецелевого использования областным судом Владимирской области бюджетных средств на сумму 1,1 млн рублей, выделенных на осуществление текущего ремонта здания суда. В свою очередь проверка арбитражного суда показала, что при наличии в проверяемом периоде соответствующего укомплектованного подразделения и необходимого оборудования для выполнения работ по сканированию документов арбитражным судом были заключены и оплачены в полном объеме 4 идентичных государственных контракта (с ООО «ГК сервис» и ООО «ГК Белсервис») на общую сумму 2,1 млн рублей на оказание услуг по сканированию дел и документов с последующим размещением на сетевых ресурсах заказчика, имеющих ограниченный доступ.

В отчете также отмечается, что в ходе проверки были выявлены отдельные нарушения законодательства о контрактной системе, допущенные областным и арбитражным судами при осуществлении закупок, в том числе: необоснованное увеличение цены контракта; превышение нормативно установленного годового объема закупок; осуществление закупок, не включенных в план-график закупок; внесение в госконтракт условий, ограничивающих круг участников аукциона. Общая сумма закупок, осуществленных с нарушением законодательства, составила 497,2 тыс. рублей.

Объем непогашенной задолженности по таможенным платежам и пеням при ввозе транспортных средств по состоянию на 1 июня 2016 г. составляет 7,47 млрд рублей

В отчете аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка деятельности таможенных органов по учету, взысканию и списанию задолженности по таможенным платежам при ввозе колесных транспортных средств в 2015 году и истекшем периоде 2016 года (при необходимости в более ранний период)».

В отчете отмечается, что несмотря на усовершенствование в 2015 году нормативной базы, регламентирующей условия временного ввоза транспортных средств для личного пользования, в таможенных органах неуклонно растет задолженность по уплате таможенных платежей. Это обусловлено тем, что растет количество случаев, когда с таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенные транспортные средства не вывозятся в установленные законодательством сроки. Объем непогашенной задолженности по таможенным платежам и пеням при ввозе транспортных средств, по состоянию на 1 июня 2016 года составляет 7,47 млрд. рублей.

Проверка показала, что наибольший объем задолженности по таможенным платежам и пеням в таможенных органах приходится на задолженность иностранных физических лиц (нерезидентов), связанную с нарушением сроков временного ввоза колесных транспортных средств для личного пользования. Так, за 2015 год объем задолженности нерезидентов по уплате таможенных платежей и пеней, возникшей по причине нарушения сроков временного ввоза колесных транспортных средств, вырос почти на 2 млрд рублей и по состоянию на 1 июня 2016 года составил 5,9 млрд рублей или 23,9% от общей суммы дебиторской задолженности ФТС России по таможенным платежам и пеням в целом (24,8 млрд. рублей).

В отчете также отмечается, что в рамках действующего законодательства со стороны ФТС России не на должном уровне проводится работа по начислению и взысканию задолженности по уплате таможенных платежей по фактам нарушения сроков временного ввоза физическими лицами (нерезидентами) транспортных средств для личного пользования. По состояния на 1 января 2016 года в ФТС России числится задолженность по таможенным платежам на сумму 5,7 млрд рублей, по 10 768 фактам нарушения срока временного ввоза, что составляет 13% от общего числа невывезенных транспортных средств для личного пользования за период с 2012 года по 2016 год (82 674 единиц).

Счетная палата проверила, как используются средства, выделенные Росстату на создание информационных систем

В отчете аудитора Счетной палаты Татьяны Блиновой представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013-2015 годах и истекшем периоде 2016 года Федеральной службе государственной статистики на создание, развитие и сопровождение информационных систем».

В отчете отмечается, что в настоящее время в федеральной государственной информационной системе координации информатизации за Росстатом зарегистрировано 12 информационных систем, в том числе государственная информационная система — информационно-вычислительная система Росстата (далее – ИВС Росстата). При этом документы о вводе ИВС Росстата в эксплуатацию, нормативный правовой акт, регламентирующий ее функционирование, в Росстате отсутствуют. Сведения о территориальном размещении ИВС Росстата в Реестр территориального размещения технических средств информационных систем не внесены.

Проверка установила, что в электронных паспортах 11 информационных систем Росстатом размещена недостоверная информация. Например, в электронные паспорта отдельных информационных систем внесена информация о правах на указанные объекты учета как на объекты исключительного права. При этом документы, подтверждающие такое право в Росстате отсутствуют. К бюджетному учету данные объекты Росстатом не принимались.

В отчете также отмечается, что в ходе проверки были выявлены финансовые нарушения, допущенные Росстатом при реализации мероприятий по информатизации, на общую сумму 4,3 млрд рублей.

Проект модернизации киностудии «Ленфильм» может быть не завершен в установленные сроки

В отчете аудитора Счетной палаты Татьяны Мануйловой представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого использования в 2013-2015 годах кредита, привлеченного открытым акционерным обществом «Ленфильм» под государственную гарантию Российской Федерации на осуществление проекта модернизации киностудии «Ленфильм».

В отчете отмечается, что Программой государственных гарантий Российской Федерации на 2013 год было предусмотрено предоставление ОАО «Ленфильм» государственной гарантии в объеме 1,53 млрд рублей по кредиту, привлекаемому на осуществление проекта модернизации киностудии «Ленфильм» (проведение работ по ремонту кинопроизводственных зданий и сооружений, приобретение и монтаж кинопроизводственного оборудования, строительство нового кинопавильона) с правом регрессного требования. По состоянию на 24 июня 2016 г. использовано кредитных средств на сумму 1 295,6 млн рублей, или 84,7% от общей суммы кредита. Сумма неполученных средств кредита по состоянию на дату истечения общего срока использования кредита (23 июня 2016 г.) составила 234,4 млн. рублей.

Проверка показала, что существует риск не завершения проекта модернизации киностудии «Ленфильм» в сроки, установленные графиком его реализации, и в объемах, предусмотренных бюджетом Проекта, источником финансирования которого являются кредитные средства, обеспеченные государственной гарантией Российской Федерации. В соответствии с положениями Программы государственных гарантий на 2013 год предоставление госгарантии ОАО «Ленфильм» осуществлялось без проведения анализа его финансового состояния и без предоставления обеспечения исполнения обязательств по удовлетворению регрессных требований гаранта к принципалу в связи с исполнением государственной гарантии, что противоречит требованиям ст. 1152 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В отчете также отмечается, что за отчетный период 2012 года ОАО «Ленфильм» не обладало достаточными финансовыми ресурсами для обеспечения своей платежеспособности. Не улучшилась ситуация и в период использования кредита. Как было установлено в ходе проверки, по итогам деятельности в 2013-2015 гг. ОАО «Ленфильм» формировало чистые убытки: за 2013 г. – 38,9 млн рублей, за 2014 г. – 105,7 млн рублей, за 2015 г. -115,9 млн рублей. Общий финансовый результат (чистый убыток) за 2013-2015 гг. составил 260,5 млн рублей.

Норматив затрат на содержание 1 км автомобильной дороги в Калужской области в 3 раза выше чем в Воронежской области

В отчете аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства в 2015 году и истекшем периоде 2016 года».

В отчете отмечается, что результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о том, что в проверенных регионах эффективное планирование дорожной деятельности, направленное на реализацию мероприятий по развитию, модернизации, ремонту и содержанию существующей сети автодорог регионального значения, не обеспечивается.

Проверка показала, что согласно данным ГИБДД в 2015 г. количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с дорожными условиями в Калужской области, увеличилось по сравнению с 2014 г. на 55%, в Воронежской области — на 16%. Более чем на 30% увеличилось количество раненых в ДТП, происшедших на территории проверенных субъектов.

Также в отчете отмечается, в проверенных регионах не выполняются требования федерального закона «Об автомобильных дорогах» в части планирования дорожной деятельности на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог. Несмотря на то, что вышеуказанные нормативы регионами утверждены, при планировании дорожной деятельности они практически не применяются. Кроме того, неясно, исходя из чего норматив затрат на содержание 1 км автомобильной дороги в Воронежской области утвержден в сумме 220 тыс. рублей, а в Калужской области — в сумме 708 тыс. рублей или в 3 раза больше.