Этот документ – часть пакета подзаконных актов, которые надо утвердить, чтобы полностью заработал новый механизм целевого обучения. Разговоры об этом давно ведутся. У нас есть закон, он начал действовать с 1 января 2019 года. Все периодически вспоминают распределение ещё советского периода, когда люди направлялись по окончании высших учебных заведений на работу в те или иные места. С его принятием мы не только обеспечиваем конкурентные условия отбора подготовленных абитуриентов, которые будут поступать на конкурсных условиях, но и будем готовить профессионалов, которые по окончании высшего учебного заведения пойдут работать по специальности в тот регион, где на них есть спрос. А если выпускник не устроится на работу, то он сам или компания, которая с ним подпишет договор, должны будут компенсировать бюджетные средства.

Поскольку современный механизм целевого обучения для нас является новым, то и перечень специальностей был подготовлен впервые. Он может меняться в зависимости от того, насколько мы будем рассматривать ту или иную специальность в качестве важной для экономики или социальной сферы в нашей стране. В том числе после того, как мы утвердим квоты на бюджетные места в вузах по этому списку специальностей и этот механизм полностью заработает, чтобы можно было понять, что из представленного работает лучше, а что – хуже. Но в любом случае список очень внушительный, я его приводить не буду, он затрагивает все ключевые специальности, которые есть в стране.

Мы создаём условия для целевого обучения на всех ступенях высшего образования – и для бакалавров, и для магистров, и в аспирантуре. Хотя аспирантура – это не столько обучение, сколько научная деятельность, целевая аспирантура была всегда и свою роль играла.

Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), как идёт подготовка по этому направлению?

Т.Голикова: Продолжу о документе, который Вы подписали. Он принят во исполнение внесённых в августе 2018 года изменений в закон об образовании, которые и установили новый механизм целевого обучения. Ранее у высших учебных заведений было право самостоятельно заключать с регионами договоры о целевом приёме. То есть фактически эта работа была отдана на усмотрение высших учебных заведений. Теперь принципиальным отличием является то, что вуз обязан в пределах контрольных цифр приёма удовлетворять потребности региона в тех специальностях, которые необходимы, как по отраслям, так и по экономике региона в целом. Законом предоставлено право заключать договоры о целевом обучении за счёт соответствующих бюджетов – в зависимости от того, в чьей компетенции находится высшее учебное заведение.

При этом я должна отметить, что если раньше квоты целевого приёма устанавливались учредителями вузов, то теперь, с 1 января 2019 года, Правительство будет их устанавливать в пределах тех контрольных цифр, которые мы же и установим. Важно, что такими же полномочиями наделены субъекты Федерации и даже муниципальные образования, в ведении которых есть высшие учебные заведения.

Кроме того, Правительству предоставлено право устанавливать квоты по конкретным специальностям и направлениям подготовки с указанием конкретных субъектов, на территориях которых может быть впоследствии трудоустроен гражданин.

Вы уже сказали, что перечень достаточно обширен, включает 500 специальностей. Это действительно большой спектр. Сейчас Министерство науки и высшего образования ведёт работу с коллегами из других министерств. Должна сказать, что пока заявки с указанием конкретных субъектов Федерации поступили только от 11. Здесь я бы хотела обратить внимание коллег на то, что есть Ваше поручение по поводу того, чтобы в рамках реализации национальных проектов все коллеги, все отраслевые министерства представили предложения по наполнению контрольных цифр приёма на целевое обучение, для того чтобы восполнить там, где это необходимо, потребность в кадрах по направлениям реализации национальных проектов.

Сегодня в 31 субъекте есть региональные и муниципальные вузы, и документ, который Вы подписали, позволяет регионам уже сейчас утвердить свои планы приёма и для своих вузов устанавливать все те моменты, о которых Вы уже упомянули.

Кроме того, Правительство сейчас готовит ещё один документ. Он уже находится у нас, мы его дорабатываем и в самое ближайшее время представим Вам на подпись. Речь идёт о новом положении о целевом обучении, которое включает правила и сроки установления квот целевого обучения за счёт средств федерального бюджета, а также типовую форму договора о целевом обучении. И как только мы его примем, у нас будет ещё один документ, который касается уже непосредственно контрольных цифр. В феврале все эти документы будут выпущены.

Д.Медведев: Будем надеяться, что этот механизм заработает в полную силу. Когда речь идёт о выделении государственных денег и бюджетных местах, государство вправе рассчитывать, что специалисты по окончании высшего учебного заведения займут правильное место в экономике или социальной сфере, не останутся без работы и поедут в тот регион, который нуждается в этих специалистах.

Документ

Об утверждении списка специальностей для целевого обучения в вузах

Распоряжение от 11 февраля 2019 года №186-р. Утверждён список специальностей и направлений подготовки, по которым проводится приём на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года №337-ФЗ в законодательство были внесены изменения, направленные на совершенствование механизма целевого обучения. В частности, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был дополнен статьёй 711, которой введено квотирование приёма граждан на целевое обучение. Квоты приёма на целевое обучение будут устанавливаться с учётом потребностей экономики в квалифицированных кадрах. При этом предусматривается, что список специальностей и направлений подготовки высшего образования, по которым проводится приём на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты, определяется Правительством России.

Подписанным распоряжением утверждён список таких специальностей и направлений подготовки.

Список включает 131 направление бакалавриата, 107 направлений магистратуры, 89 специальностей специалитета, 30 направлений подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, 90 специальностей подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, 2 специальности подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

В список включены специальности и направления подготовки, входящие в состав таких укрупнённых групп, как «Математика и механика», «Физика и астрономия», «Химия», «Науки о Земле», «Биологические науки», «Архитектура», «Техника и технологии строительства», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Электроника, радиотехника и системы связи», «Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии», «Электро- и теплоэнергетика», «Ядерная энергетика и технологии», «Машиностроение», и ряда других.

На основании утверждённого списка Правительство России, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления будут устанавливать квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального, регионального и местного бюджетов.

Распоряжение от 11 февраля 2019 года №186-р с полным перечнем специальностей доступно по ссылке http://static.government.ru/media/files/TxDhKLM4jcj1hqUT7qQYYsiAt8M2VDqA.pdf