Алексей Кудрин представил в Госдуме заключение СП на бюджет 2023 года и на период 2024 и 2025 годов.

Вот основные тезисы его выступления:

Прогноз, подготовленный Минэкономразвития, имеет очень реалистичные показатели. Вместе с тем у нас есть замечания. Например, оптимистичными выглядят прогнозы по экспорту и импорту. Оценка доходов бюджета требуют дополнительного внимания.

Предусматривается рост объемов экспорта нефти до 260 млн. тонн в 2025 году, в части природного газа и нефтепродуктов планируется снижение на 12-13%, нужно быть готовыми к более жестким сценариям.

Основным драйвером экономики предполагается потребительский спрос, по прогнозу он будет расти чуть выше роста реальных доходов. Есть опасения, что население будет проявлять более сдержанную политику потребления.

В 2023 г. прогнозируется снижение доходов бюджета с 27,7 трлн рублей в 2022 году до 26,1 трлн рублей. В последующие годы доходы несколько подрастут и превысят 2022 год в номинальном выражении.

По сравнению с прогнозируемым на 2022 год профицитом бюджета в 1,3 трлн рублей (1 % ВВП), фактически планируется дефицит в объеме 1,3 трлн рублей (0,9% ВВП). В 2023 году планируется дефицит в 2,9 трлн рублей или 2 % ВВП. Далее – постепенное снижение дефицита до 0,7 % ВВП в 2025 году.

За последние три года произошел беспрецедентный рост бюджетных расходов. Сегодня они выросли по сравнению с исполнением 2019 года почти на 11 трлн рублей и достигли 29 трлн рублей. В реальном выражении, то есть с исключением инфляции, рост к 2019 году составил 19,5%.

Качество выполнения всех запланированных целей зависит от качества и эффективности исполнения госпрограмм. Всего в 2023–2025 годах планируется реализация 50 госпрограмм на сумму 20,6 трлн рублей. Доля высокоуровневых показателей в госпрограммах увеличилась более чем в два раза – с 22 % до 50%

Объем межбюджетных трансфертов на 2023 год определен в размере 3,2 трлн рублей, что меньше показателя этого года. Снижение субсидий и субвенций в 2023 году связано, в основном, с внедрением универсального пособия малообеспеченным семьям и беременным женщинам, предоставляемого Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет трансфертов из федерального бюджета.

Адресные меры поддержки семей с детьми стали важным фактором по предотвращению роста бедности в условиях кризиса. В новом бюджете эти меры получили свое развитие. Всего на 2023 год на семей с детьми предусмотрено 1,9 трлн рублей, из них 520 млрд рублей — универсальное пособие из федерального бюджета, еще 147 млрд на универсальное пособие добавят субъекты. Принципиально важно, что этот механизм поддержки возьмет на себя значительную нагрузку в кризисных условиях.

Мы считаем, что параметры бюджета сбалансированы. Выполняются все те нормативы, которые требуются для подготовки бюджета. Достигаются задачи, которые поставлены в национальных программах. Как и в предыдущие годы, сохранятся социальная ориентация бюджета.