Почти в каждой из стран Евросоюза на государственном уровне уже реализуются национальные программы снижения аварийности на дорогах. Наиболее распространенной из них стала стратегия нулевой смертности в ДТП VisionZero. Анализ вложений в модернизацию дорожной инфраструктуры с начала 2000-х годов показал почти двукратное превышение инвестиций в рамках данного направления в европейских странах в сравнении с Россией. Однако в основе каждой из реализуемых в ЕС дорожных программ заложены точные экономические расчеты ежегодного ущерба для ВВП государства, который наносит каждая авария со смертельным исходом. Согласно этим данным, достижение нулевой смертности на дорогах способно экономить для бюджета страны около 1 млрд долларов в год.

Разработчики европейских стратегий повышения безопасности дорожного движения отмечают, что важную роль при формировании таких концепций играет статистика. В процесс составления такой «дорожной» базы данных всех заинтересованных участников, как со стороны государства, так и частного сектора, включая страховые компании, производителей автомобилей и даже автошколы.

Также лучшие иностранные практики свидетельствуют о том, что для борьбы со смертностью в ДТП необходим всесторонний подход. В частности, должна учитываться работа по информированию населения, в том числе в формате социальной рекламы, специальных программ в школах и университетах, обучающих семинаров с целью пропаганды использования шлемов для водителей мопедов, важности пристегивания ремней безопасности в автомобилях, недопустимости вождения в состоянии алкогольного опьянения. Параллельно с этим требуется внедрение законодательных мер, как, например, ограничение допустимой нормы алкоголя в крови, утверждение оптимального скоростного режима в улицах городов, ужесточение требований к техническому состоянию автомобилей. Должна меняться инфраструктура в части ликвидации опасных левых поворотов, создания «умных» перекрестков с управляемыми схемами организации движения и знаками оповещения водителей о погодных условиях. При этом каждое ДТП должно проходить детальный межведомственный анализ для выявления причин и статистических закономерностей, на основе которых и будут приниматься превентивные меры. Еще одной важной составляющей является повышение скорости реакции на ДТП оперативных служб и медицинских бригад.

Примечательно, что исследования психологов показали, что для большинства водителей потенциальная угроза сурового наказания за нарушение является гораздо более серьезным стимулом для соблюдения правил дорожного движения и мер безопасности, чем тяжесть последствий возможного ДТП. В этой связи, например, в Италии за разговоры по мобильному телефону за рулем предусмотрено лишение прав. Помимо этого, в качестве мер воздействия на водителей отмечен интересный опыт бальной системы оценки их квалификации (вычет баллов за каждое нарушение с последующим изъятием прав). Кроме того, эффективно зарекомендовали себя радары измерения скорости, которые прямо на трассе информируют водителя о том, что у него была превышена скорость, а также введение ограничений на передвижение в темное время суток для начинающих водителей.

По итогам анализа зарубежных практик специалистами Росавтодора было отмечено, что дорожниками во всех странах используется тот же инструментарий мер, что и в России. Однако существенно отличается приоритезация распределения финансирования, разнятся сроки утверждения в нормативной базе инновационных технологий и методы контроля за выполнением дорожных работ. В качестве важного отличия западных стран от России в области строительного контроля эксперты отметили концентрацию усилий отечественных дорожников на проверке качества работ, в то время, как привлекаемые в иностранных проектах независимые инженеры следят только за тем, чтобы неукоснительно исполнялись требования применения конкретной технологии и проектного решения. Такой подход в нашей стране в качестве пилотного проекта был применен при создании Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга и доказал свою эффективность, однако для массового применения потребуются существенные изменения и дополнительная проработка нормативной базы. Также необходимо приведение в единообразие и закрепление на законодательном уровне четких требований строительного контроля, которые в настоящее время могут значительно отличаться в России в зависимости от объекта.

«На первом этапе перед нами стоит задача определить «истинный север» — главную цель и конкретные показатели, на достижение которых будут направлены все финансовые и технические ресурсы отрасли в ближайшие годы. Среди них, к примеру, минимизация аварий с участием пешеходов, снижение в разы количества аварий, в которых дорожные условия являются сопутствующим фактором. В дальнейшем будут рассчитываться конкретные меры исходя из сопоставления издержек и получаемых выгод в плане снижения аварийности», — подчеркнул глава Росавтодора Роман Старовойт.

По его словам, безопасность дорожного движения является главным приоритетом в работе дорожников, с которым увязаны все работы в области строительства и ремонта. С 2013 года на федеральных дорогах ежегодно отмечается 4-5% снижение количества ДТП с пострадавшими за счет реализации совместной программы дорожников и Госавтоинспекции. Данный опыт также войдет в основу будущей стратегии.

Лучшие методы борьбы с аварийностью (установка разделительных ограждений, надземных пешеходных переходов, линий электроосвещения и т.д.) предполагается каталогизировать и произвести расчеты эффективности для каждой конкретной трассы. Первыми регионами, где может быть опробован новый подход для борьбы с тяжкими ДТП могут стать города-участники чемпионата мира по футболу 2018 года.