По результатам проведённого Россельхознадзором мониторинга в деятельности государственной ветеринарной службы субъектов Федерации (далее – региональные органы) выявлен ряд проблем.

Совмещение функций по оказанию платных ветеринарных услуг и осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора негативно сказывается на объективности результатов контрольно-надзорной деятельности в отношении поднадзорных объектов. В частности, Россельхознадзором выявляются факты сокрытия очагов заразных болезней животных и несвоевременное исключение из оборота животноводческой продукции, опасной в ветеринарно-санитарном отношении.

Отсутствие централизованного контроля и единого регулирования деятельности государственной ветеринарной службы субъектов Федерации, отсутствие единообразия в нормативно-правовых актах субъектов Федерации, финансировании деятельности ветеринарных служб, а также в структуре уполномоченных в области ветеринарии региональных органов исполнительной власти привели к разобщённости государственных ветеринарных служб субъектов Федерации. В результате применение скоординированных мер по предотвращению распространения заразных болезней животных на всей территории страны стало затруднительным. В результате отсутствия единой вертикали управления в большинстве субъектов Федерации инфраструктура ветеринарных служб ухудшается. Особенно это касается лабораторной базы, которая не позволяет на современном уровне и в полном объёме проводить исследования по всему спектру возможных биологических и химических угроз.

Негативным фактором также является невозможность проверить объективность принятых на региональном уровне мер и решений. Отсутствие оперативности в проведении противоэпизоотических мероприятий в неблагополучных пунктах и угрожаемых зонах негативно отражается на эпизоотической ситуации по всей стране. Отсутствие контроля за перемещением подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров между субъектами Федерации влечёт за собой распространение заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.

В ряде субъектов Федерации уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти лишены самостоятельности и входят в состав других органов власти. Следствием этого является то, что ветеринарные службы не располагают независимостью в том объёме, который необходим для решения стоящих перед ними задач, и принятие решений, имеющих экономические последствия для регионов, затягивается.

Цель законопроектов – исключить дублирование надзорных полномочий, создать более чёткую вертикаль и закрепить единообразие действий при государственном ветеринарном надзоре.

Законопроектом 1 предусматривается упразднение регионального государственного ветеринарного надзора и осуществление государственного ветеринарного надзора на федеральном уровне. То есть полномочия по государственному ветеринарному надзору в полном объёме закрепляются за Россельхознадзором.

Исходя из результатов правоприменительной практики государственного ветеринарного надзора одновременно на федеральном и региональном уровнях было выявлено, что разделить полномочия по государственному ветеринарному надзору на составляющие сложно. В целях исключения дублирования функций при исполнении этого полномочия законопроектом предлагается установить запрет на его обратную передачу региональным органам исполнительной власти.

***

Законопроектом 2 предлагается внести корреспондирующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – исключить из него нормы, касающиеся регионального ветеринарного надзора. Вместо понятия «государственный ветеринарный надзор» будет использоваться понятие «федеральный государственный ветеринарный надзор».

Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 16 мая 2019 года.