С докладом о подготовке и организации производства работ в условиях Арктики выступила заместитель начальника Управления проектных работ и научно-технической деятельности Спецстроя России Мария Клименко. Она подчеркнула важность проектирования объектов с учетом условий региона, особенностей возведения объектов на вечномерзлых грунтах. Мария Клименко отметила, что ранее в Арктике строили по типовым решениям. «Новые населенные места и промышленные предприятия на Севере по архитектурно-строительным решениям мало отличались от аналогичных объектов в средних широтах», — отметила она.

При этом суровые климатические условия, временные рамки навигации, отсутствие развитых баз снабжения и удаленность обеспечивающей структуры должны учитываться в проектах на возведение объектов в Арктике. «При строительстве объектов в Арктической зоне должны учитываться не только материалы, используемые при строительстве в Северных широтах, но также требования по сокращению трудовых затрат на строительство, условия транспортирования конструктивных элементов и способы возведения зданий и сооружений. На первый план выступает проблема уменьшения веса здания и применения эффективных материалов и конструктивных элементов наиболее полной заводской готовности», — отметила Мария Клименко.

Именно по причинам, обусловленным временными рамками навигации, работы по строительству объектов производятся в два этапа. «После завершения первого этапа производится консервация объекта строительства и находящейся на строительной площадке техники ввиду сложных метеорологических условий, а также закрытия периода арктической навигации. В данный период проводится закупка материалов, конструкций и оборудования, необходимых для выполнения строительно-монтажных

работ по второму этапу. Начало второго этапа строительства возможно после открытия периода весенней навигации», — сообщила она.

Строительство в Арктике – уникальный проект по организации логистики, доставки, проведения строительно-монтажных работ. Впервые в истории современной России ведется такая масштабная работа в условиях Крайнего Севера. Ранее в этих краях, в основном проводились краткосрочные экспедиции, работали ученые. Сегодня здесь работают специалисты Спецстроя России, которые в постоянном режиме выполняют важнейшие государственные задачи, будучи фактически «оторванными от большой земли».

Напомним, в настоящее время Спецстрой России ведет строительство объектов военной инфраструктуры на шести арктических островах: остров Земля Александры архипелага Земля Франца Иосифа, пос. Рогачево архипелага Новая Земля, остров Средний архипелага Северная Земля, мыс Шмидта Чукотского автономного округа, остров Врангеля Чукотского автономного округа, остров Котельный архипелага Новосибирские острова.

Активно применяется «закрыто-открытый» принцип компоновки жилой застройки, которую отличает компактность, наличие ветрозащитных зданий, в аэродинамической «тени» которых располагают здания обслуживания и жилые здания малой этажности.

Так, на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа Архангельской области Главное управление инженерных работ №2 возвело административно-жилой комплекс «Арктический трилистник», представляющий собой пятиэтажный трилистник, между лучами которого расположены три эллипсоида — административный блок, блок общественного питания, а также культурно-досуговый центр, совмещенный с блоком медицинского обслуживания.

Данная компоновка здания, наличие переходов, которые позволят военнослужащим, не выходя на улицу, свободно передвигаться между блоками различного назначения, особенно важна в условиях Арктики и экстремально низких температур.

Площадь здания превышает 14 тысяч квадратных метров и на сегодняшний день этой единственный в мире объект капитального строительства, возводимый на 80-м градусе северной широты. Строительство объекта производится с использованием инновационных и энергоэффективных технологий, позволяющих минимизировать расход энергии.

При строительстве на Крайнем Севере абсолютно все строительные материалы завозятся с материка. Применяется сложная логистическая схема, включающая три типа транспортировки грузов: автомобильный, железнодорожный и водный. Абсолютно всё приходится завозить с материка. Это возможно сделать только во время летней в короткий период летней навигации – всего за 4-5 месяцев.

Доставка материальных средств осуществляется судами обеспечения, морскими сухогрузами ледового класса, морскими и рейдовыми буксирами. За 2014-2016 годы в Арктику Главным управлением № 2 Спецстроя России доставлено около 250 000 тонн строительных материалов и техники.