Счетная палата публикует оперативные доклады об исполнении бюджетов ФОМС, ПФР и ФСС за 2021 год. Ознакомиться с основными выводами документов можно ниже.
- ФОМС Доходы
Доходы Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) по итогам 2021 года составили 2,63 трлн рублей. Наибольшая доля поступлений приходится на страховые взносы работающего (1,5 трлн рублей) и неработающего (783,34 млрд рублей) населения.
Счетная палата фиксирует превышение фактических доходов над утвержденными показателями по следующим поступлениям:
- страховые взносы на ОМС работающего населения – превышение на 5,3%;
- страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере – превышение на 14,2%;
- уплата налога на профессиональный доход – превышение на 111,9%;
- поступление задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам – превышение на 352,9%.
ФОМС исполнили расходы в сумме 2,57 трлн рублей, или 98,8% от сводной бюджетной росписи. Их наибольшая часть приходится на раздел «Здравоохранение», а именно на субвенцию бюджетам территориальных ФОМС – 2,28 трлн рублей. Эта субвенция используется для оказания медпомощи в рамках ОМС.
Основная доля неисполненных средств приходилась на:
- расходы на изготовление полисов ОМС;
- нормированный страховой запас бюджета ФОМС;
- расходы на мероприятия по модернизации ГИС ОМС;
- оплату врачам-экспертам за проведение экспертизы качества;
- организацию информационного взаимодействия с ЕГИСЗ.
Профицит бюджета ФОМС составил 61,85 млрд рублей при утвержденном дефиците 11,57 млрд рублей. Остаток средств с начала года увеличился на 61,85 млрд рублей и стал равняться 130,48 млрд рублей.
Оперативный доклад об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
21 февраля 2022 PDF (0.5 Мб)
- ПФР Доходы
В бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) поступило 9,79 трлн рублей из запланированных 9,1 трлн рублей, или 107,6%. Основными источниками поступления стали страховые взносы (5,98 трлн рублей) и межбюджетные трансферты (3,77 трлн рублей).
Однако по сравнению с 2020 годом доходы Фонда уменьшились на 509,04 млрд рублей (на 4,9%). Это в основном связано с уменьшением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. В целом трансферты уменьшились на 1,02 трлн рублей, то есть на 21,3%, трансферт на обязательное пенсионное страхование – на 1,44 трлн рублей (в 6,7 раза).
При этом поступление страховых взносов выросло с 2020 года на 517,79 млрд рублей (на 9,5%). Счетная палата отмечает рост практически по всем видам страховых взносов за исключением дополнительных страховых взносы на накопительную пенсию.
В прошедшем году ПФР израсходовал 10,12 трлн рублей, из которых:
- 8,78 трлн рублей – пенсионное обеспечение;
- 557,38 млрд рублей – социальное обеспечение;
- 662,58 млрд рублей – охрана семьи и детства.
Так, в рамках пенсионного обеспечения Фонд выплачивает средства 42 216,87 тыс. пенсионерам (по данным на 1 октября 2021 года). Пенсию по старости получают 34 877,37 тыс. человек, а работающими пенсионерами числятся 8 412,6 тыс. человек.
С января 2021 года ПФР проиндексировал страховые пенсии неработающих пенсионеров на 6,3%, а социальные пенсии – на 3,4%. При этом с августа 2021 года Фонд пересчитал страховые пенсии более 10 млн работающих пенсионеров.
В результате ПФР направил:
- 7,69 трлн рублей — на выплату страховых пенсий;
- 1,17 млрд рублей — на выплату накопительной пенсии;
- 514,66 млрд рублей — на выплату государственной пенсии.
Расходы по «Социальному обеспечению» предполагают 25 видов выплат. По подсчетам Счетной палаты, в 2021 году расходы по 12 выплатам уменьшились в общем на 64,63 млрд рублей, а по 13 увеличились на 21,89 млрд рублей.
Основная доля расходов по подразделу «Охрана семьи и детства» (60,2%) приходится на выплату материнского (семейного) капитала. Так, в прошедшем году на это было израсходовано 399,02 млрд рублей.
Бюджет ПФР за 2021 год исполнен с дефицитом 330,76 млрд рублей. При этом остатки на счетах Фонда на 1 января 2022 года составили 569,54 млрд рублей. По сравнению с 2020 годом показатель уменьшился на 37,2%, или на 336,73 млрд рублей.
Оперативный доклад об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
21 февраля 2022 PDF (0.5 Мб)
- ФСС Доходы
В 2021 году в бюджет Фонда социального страхования (ФСС) поступило 1,43 трлн рублей, что заметно отличается от показателей 2020 года и ФЗ «О бюджете ФСС на 2021–2023 годы». Такой рост доходов произошел из-за увеличения до 761,46 млрд рублей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и Резервного фонда Правительства, которые предназначались на:
- социальные выплаты отдельным категориям граждан в условиях пандемии;
- сбалансированность бюджета ФСС;
- технические средства реабилитации для инвалидов;
- субсидии юрлицам и ИП для трудоустройства безработных граждан.
Другим основным источником доходов являлись взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НСПиПЗ). Они были выполнены на 102,1% от прогнозируемого объема и составили 724,62 млрд рублей.
С начала 2021 года ФСС увеличил Сводную бюджетную роспись (СБР) на 84%, или на 699,81 млрд рублей до 1,53 трлн рублей. При этом расходы Фонда по итогам года составили 1,32 трлн рублей, то есть 85,9% показателя СБР.
Наименьшее исполнение расходов Счетная палата отмечает по разделу «Национальная экономика», а именно на субсидии юрлицам и ИП для трудоустройства безработных граждан. Так, в бюджет ФСС на эти цели поступило 12,15 млрд рублей, а израсходовано 847,44 млн рублей, то есть 7%. Кроме того, Фонд практически не использовал средства на выполнение прикладных научных исследований в области социальной политики (20 млн рублей), что аналогично ситуации прошлого года.
Несмотря на это, в целом расходы по сравнению с 2020 годом увеличились на 278,1 млрд рублей (в 1,27 раза). Основной рост приходился на раздел «Социальная политика», в рамках которого ФСС проиндексировал социальные пособия на 4,9% и организовал выплату медицинским и социальным работникам в условиях пандемии.
Бюджет ФСС за 2021 год был исполнен с профицитом 111,58 млрд рублей при планировавшимся дефиците 17,63 млрд рублей. Остатки на счетах Фонда на 1 января 2022 года составили 202,33 млрд рублей.