В связи с поступившими запросами СМИ по отдельным положениям разработанного МВД России проекта Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, в пресс-центре ведомства сообщили:

Пунктом 79 проектируемого Порядка предусмотрено, что проверка технического состояния транспортного средства производится в случаях визуального обнаружения признаков неисправностей и (или) условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 18 июля 2017 г. № 708-ст введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». Данный Стандарт применяется, в том числе при осуществлении контроля безопасности колесных транспортных средств (КТС) в эксплуатации.

Подпунктом 2.36 Стандарта органолептическая проверка определена как проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста, без использования средств измерений.

В свою очередь, проверка безопасности КТС в эксплуатации – это технологическая процедура оценки соответствия безопасности КТС установленным требованиям, предъявляемым при эксплуатации, выполняемая, в том числе и органолептическими методами (подпункт 2.45 Стандарта).

В МВД России обратили внимание на то, что наличие некоторых неисправностей, содержащихся в Перечне неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их эксплуатация (приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090), устанавливается именно визуально, то есть органолептическим методом. Например, нарушена герметичность гидравлического тормозного привода (пункт 1.2 Перечня); на световых приборах отсутствуют рассеиватели (пункт 3.4 Перечня); шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины (пункт 5.2 Перечня); не работает звуковой сигнал (пункт 7.2 Перечня); ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке (пункт 7.10 Перечня); в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации (пункт 7.18 Перечня) и другие.

Высказанные некоторыми журналистами предположения, что инспекторы ДПС будут исключительно с помощью органов чувств определять технические неисправности транспортных средств, не прибегая в случае необходимости к средствам измерений, являются произвольным толкованием положений проектируемого Порядка и не соответствуют действительности, отметили в пресс-центре МВД России.