Темы форума разнообразны, но всегда связаны с чтением: как современные подростки воспринимают классику, какие книги рекомендуют буктьюберы, что почитать в трудной жизненной ситуации, как создать в школе развивающую информационную среду, в каком возрасте чьи книжные рекомендации более важны для подростка, как правильно разложить книги дома, чтобы в них захотелось заглянуть, — психологи, психотерапевты, социологи, литературоведы, книжные блоггеры помогли учителям литературы и библиотекарям посмотреть на проблему подросткового чтения с разных сторон. Врач-психотерапевт, психиатр, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и психосоматики Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии В. В. Титова пришла к выводам, что чтение вслух способствует развитию эмпатии, а читающие вслух дети склонны к общественной деятельности и благотворительности. Доктор педагогических наук, профессор кафедры Департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Л.С. Илюшин рассказал о том, как тексты в пространстве школы могут противоречить интенции их создателя, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО, доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. С. Собкин привёл детальную статистику читательских предпочтений школьников в разном возрасте. Э.В. Шамонова, директор КГАОУ «Краевой центр образования» Хабаровского края продемонстрировала уникальный проект создания развивающей среды в школе: от погружения детей в билингвальную и мультилингвальную среду (равнозначное изучение и погружение воспитанников в два и более языка) до создания индивидуальных образовательных маршрутов. Доктор педагогических наук, профессор СПбГУ Т.Г. Галактионова

сообщила, что в Сириусе дети сделали неожиданные выводы из чтения классики — например, о провальной идее Татьяны с ее письмом.

Президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова отметила: «Какие-то мысли спикеров казались революционными и приводили к бурному обсуждению. Одного не было на форуме — скуки. Этот форум академический, но живой, разрушающий стереотипы и поднимающий темы, о которых не принято говорить в школьной среде. Задача форума — подкинуть новые идеи, вдохновить, поменять привычный ход мыслей, разрушить шаблоны и предложить новые образовательные возможности».

Важно, что конкурс проводится не только в России, но и за рубежом, так как сегодняшним школьникам с большой вероятностью придется сотрудничать с людьми из разных культур: с отличающимся опытом, убеждениями, способностями реагировать, — работать в многонациональных командах. Таким образом создается будущая интеллектуальная элита страны, будущие проводники российской культуры за рубежом.

Генеральные партнеры Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» — компания «Норникель» и группа компаний «Просвещение». Конкурс проходит под патронатом Министерства просвещения и с использованием гранта Президента РФ. Генеральный информационный партнёр форума — «Учительская газета».

Михаил Кожевников, первый вице-президент группы компаний «Просвещение», обратился к ведущим специалистам образовательной отрасли с такими словами: «Ваш труд поистине неоценим, ведь именно русский язык и литература являются основой культурной идентификации каждого народа, каждой нации».

Некоторые итоги форума:

— с 2019 года участники конкурса «Живая классика» смогут пройти прослушивание в ГИТИС на региональном этапе конкурса в своём регионе. Лучшие приедут поступать в Москву сразу на 3 тур.

— в 2019 году стартует проект «Живая классика 365», в рамках которого каждый участник конкурса сможет инициировать онлайн конкурс по чтению вслух произведений любимого автора.

— поменялись критерии оценки выступлений. В 2019 году отрывки из романов будут получать большее количество балллов, чем рассказы.

3000 человек посмотрело трансляцию форума онлайн. Все лекции форума доступны на сайте youngreaders.ru в разделе «Лекторий «Просвещение». Следующий педагогический форум «Живая классика» пройдёт с 20 по 23 сентября 2019 года.