Москва внедряет опережающий механизм развития коммунальной инфраструктуры, что становится особенно актуальным в свете больших градостроительных проектов, требующих значительных мощностей. Заместитель Мэра Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Мария Багреева поделилась этой информацией на Всероссийской тарифной конференции ФАС России в Сочи.

Основное направление работы – увеличение инвестиций в коммунальную инфраструктуру столицы. Инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций направлены на восстановление основных фондов и замену устаревшего оборудования. Это позволяет поддерживать сети в нормативном состоянии и эффективно обеспечивать потребности развивающихся территорий. На текущий момент более трети инвестиций идет на реализацию ключевых городских проектов, что помогает оптимизировать бюджетные расходы. В 2023 году в инвестиционных программах регулируемых организаций предусмотрено более трети расходов на проекты, направленные на городской рост. Планируется к 2030 году увеличить эту долю до 50%», — отметила Мария Багреева.

Для улучшения планирования инвестиций и согласования градостроительных планов с инвестиционными программами регулируемых организаций применяется цифровой двойник Москвы. Это трехмерная модель столицы, в которую входят панорамы улиц, характеристики зданий, данные о коммуникациях и инструменты геоаналитики, сообщила заместитель мэра.

Еще одним важным инструментом являются регуляторные соглашения. В этом году Москва заключила соглашения с двумя ключевыми территориальными сетевыми организациями, что позволит привлечь около 10 миллиардов рублей дополнительных инвестиций в электросетевое хозяйство столицы.

Для реализации планов по опережающему развитию критически важна работа по столичному региону в целом. В мае 2024 года Минэнерго России и правительства Москвы и Московской области подписали Соглашение о сотрудничестве и разработали дорожную карту, направленную на повышение надежности и развитие сетевой инфраструктуры. Эта инициатива призвана обеспечить столичный регион необходимыми дополнительными электрическими мощностями в объеме 4,9 гигаватта к 2030 году, включая стратегический резерв в 15%.

Кроме уже используемых инструментов, дополнительный стимул для развития может дать реализация новых. Например, целевое использование амортизации для улучшения инфраструктуры, механизм переуступки мощности, который позволит региону направлять бюджетные средства, а затем возмещать их через застройщиков, а также возможность включения ранее созданных объектов инфраструктуры в плату за технологическое присоединение. Реализация этих инструментов требует корректировки федерального законодательства.