За последние десяток лет транспортная система Москвы значительно изменилась. По статистике Комплекса градостроительной политики и строительства столицы, за это время были построены более тысячи километров дорог, 150 километров наземного и подземного метро, 300 мостов, тоннелей и эстакад. Проблему загруженности трасс в столице решают рядом транспортных проектов. Также там быстрыми темпами развивается и метро: станции вводят в эксплуатацию ежегодно. В Петербурге же вместо строительства и развития новых объектов инфраструктуры в последнее время в основном занимаются оптимизацией действующей транспортной системы – проводят транспортную реформу, на которую не пожаловался только ленивый.

Как передает «Вечерняя Москва», ссылаясь на заместителя мэра Андрея Бочкарева, скоро будет открыт основной участок Московского скоростного диаметра – бесплатной бессфетофорной трассы. Длина трассы составит 68 километров. Она свяжет районы, где проживает 4,5 млн человек. Достижение серьезное: с ее запуском проехать с севера на юг можно будет за 40 минут. Южную часть дороги сдадут в 2023 году.

Второе достижение столицы – строящаяся Большая кольцевая линия метро с 31 станцией. После запуска в следующем году она станет самой протяженной кольцевой линией в мире. Развиваются и Московские центральные диаметры (наземное метро): там строят и реконструируют 23 станции.
Всевозможные виды транспорта в Москве стараются объединять в транспортно-пересадочные узлы, где люди могут пересаживаться, не выходя на улицу. По словам Андрея Бочкарева, это позволяет горожанам экономить время в пути и не стоять в пробках. Сейчас в столице идет проектирование 65 ТПУ.

В то же время в Петербурге эксперты давно говорят о необходимости подобного объединения общественного транспорта хабами. Такой узел представляет собой сооружение с переходами и эскалаторами, а также коммерческими и социальными помещениями. То есть, помимо пересадок он выполняет еще одну важную функцию – дает новые рабочие места и прибыль частным организациям.

Пока же власти борются с пробками, внедряя транспортную реформу. Она была запущена весной и предполагает оптимизацию маршрутов с запуском новых и ликвидацией устаревших, вывод на линии низкопольных автобусов и внедрение новых тарифов. Вроде бы замысел хороший, но люди остались недовольны результатом. Они неоднократно жаловались, что на популярных маршрутах пропадают автобусы, в результате чего приходится долго стоять на остановках и терпеть давку. А иногда не то, что автобусы – пропадали и сами эти популярные маршруты, что только крало у людей время при поездках по городу.

Причем, мало что изменилось и после третьего этапа реформы, который, по идее, должен был учесть ошибки предыдущих. Например, вот в соцсетях комитет по транспорту рапортует о выходе на маршрут новых низкопольных автобусов лазурного цвета. В ответ горожане припоминают все имеющиеся проблемы с транспортом.

Недалекие или люди без совести провели эту реформу. О ком забота? Тариф 60 минут – проформа! Интервалы – ложь, удобство этих консервных банок – чтоб вам так удобно в своих авто было! Активировать пополненный онлайн подорожник в чудо-автобусах невозможно, надо это делать в метро, до которого еще 50 минут ехать! Номера маршрутов зачем все переименовали? Где обещанные таблички на борту автобусов с описанием маршрутов?», – написала горожанка.

Она же пожаловалась на то, что стало очень трудно ориентироваться в том, где делать пересадку и на какой маршрут. Стоит отметить, что облегчить людям эту задачу как раз могли бы ТПУ. Более того, изначально в Петербурге были планы по строительству 61 такого узла, но, похоже, планы поменялись. Недавно Смольный сообщил, что до 2050 года планируется построить как минимум два диаметра городской электрички, 39 ТПУ и 89 новых станций метро.

Это значит, что в год необходимо строить не меньше трех станций метро и по одному-двум транспортным узлам. Однако в случае с метро за ближайшие 8 лет будут сданы лишь четыре – «Казаковская», «Путиловская», «Горный институт» и «Кудрово». ТПУ и вовсе строить не начинали. Учитывая, что в дальнейшем процесс будет осложняться инфляцией, реализация планов властей такими темпами маловероятна.

В то же время, властям могли бы помочь крупные инвесторы. Например, тот 61 узел намеревалась строить компания «Мегалайн». С ней даже было заключено соответствующее соглашение, которое предполагало возведение нескольких пилотных хабов, а затем и всей сети. Впоследствии власти почему-то расторгли соглашение. Зато сотрудничеством с компанией заинтересовались в правительстве Ленобласти, подписав с ООО «Мегалайн» соглашение по строительству ТПУ «Кудрово». Теперь хотя бы жители этого города к 2030 году могут рассчитывать на комфортный пересадочный узел, который будет работать по системе «сухих ног».