Сергей Собянин сообщает:

На долю Москвы приходится пятая часть компаний-экспортеров в стране. Будучи регионом-лидером по экспорту в России, столица поставляет свою продукцию в 167 стран мира. Среди лидеров: Китай, Индия, Турция, Беларусь, Казахстан.

За рубежом востребованы самые разные московские товары: от легкой, пищевой и химической промышленности до кино и анимации, медицинских технологий и ИТ.

Чтобы больше московских компаний могли успешнее развивать бизнес, выходить на экспорт и продвигать свои товары, семь лет назад мы создали Московский экспортный центр – единое окно поддержки экспортёров.

За прошедшее время его инструментами воспользовались свыше 17 тысяч компаний.

МЭЦ помог свыше 1 500 столичных компаний выйти на рынки более чем 110 стран мира, а объем заключенных экспортных контрактов превысил 108 миллиардов рублей.

В последние годы перед нами стоит задача по поддержке переориентации поставок на дружественные рынки и установлению деловых связей на новых направлениях. И с этой задачей город успешно справляется.

Экспортеры продолжают расширять присутствие на рынках дружественных стран: объем поддержанного экспорта вырос на 80% за первое полугодие 2024 года, в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.

Во многом такой результат стал возможен благодаря расширению системы поддержки экспортеров и разработке новых инструментов стимулирования выхода на зарубежные рынки.

Работа МЭЦ строится по трем ключевым направлениям: обучение и развитие компетенций, поддержка продвижения и продаж за рубежом и финансовые инструменты.

Получить ценные знания и навыки в области экспорта предприниматели могут в Московской школе экспортера. В рамках мастер-классов, семинаров и лекций они изучают нюансы международной коммуникации, логистики, таможенного оформления и сертификации, а также маркетинга и делового этикета.

За семь лет в обучающих мероприятиях центра приняли участие свыше 30 тысяч представителей столичного бизнеса.

Совместно с Минпромторгом России с 2021 года в рамках Московской школы экспортера проходят специальные мероприятия «Час с торговым представителем Российской Федерации» и «Диалог с цифровым атташе», где бизнес знакомится с нюансами работы на зарубежных рынках, потенциально востребованными там продуктами и услугами.

Встречи с торговыми представителями России уже прошли в 44 странах мира: от Алжира и Марокко до Индонезии и Аргентины.

Быстрее выйти на внешний рынок помогают и акселерационные программы центра: Экспортеры 2.0, Moscow Fast Track, GoGlobal, MENA Accelerator и ряд других. По сути, это специализированные программы интенсивной подготовки к экспорту. В них компании учат определять сильные стороны своей бизнес-модели, адаптировать продукт и команду, помогут пересмотреть маркетинговую стратегию и главное – определить экспортные направления, где продукт будет востребован.

С 2019 года Московский экспортный центр организовал и софинансировал участие почти 700 компаний в 33 потоках акселерации. Общая сумма экспортных контрактов выпускников превысила 5 миллиардов рублей.

Компания «Интеллектуальные Робот Системы» производит робототехнические комплексы, промышленных роботов и другое высокотехнологичное оборудование для различных сфер промышленности. Выйти на активный экспорт – объем поставок вырос в 60 раз — компании помогла акселерационная программа «Экспортный форсаж». В планах у предприятия расширять экспортную географию и выйти на рынки Африки, Азии и Тихоокеанского региона.

ООО «НПК «ТЕХНОВОТУМ» разрабатывает и производит высокоточное электронное оборудование неразрушающего контроля: качество материала и наличие дефектов выявляется без разрушения или повреждения образца. Этот метод востребован, например, на железных дорогах. Компания приняла участие в акселераторе Tech Export to India, благодаря чему значительно укрепила свой экспортный потенциал, установила новые контакты с потенциальными партнерами, расширила географию продаж. С 2022 по 2023 год объем экспортной выручки вырос более чем на 30%.

Немаловажным направлением работы центра остаются международные выставки и бизнес-миссии. Это отличный шанс продемонстрировать свой продукт, найти потенциальных партнеров и договориться о новых сделках. При этом мероприятия за рубежом, где будет организовано участие бизнеса, выбирают сами предприниматели – для этого МЭЦ проводит опрос, по результатам которого формирует план выездов на ближайшие три года.

За минувшие семь лет московские бизнесмены представили свою продукцию под единым брендом Made in Moscow на 200 международных миссиях в 56 странах, а объем заключенных контрактов по итогам переговоров превысил 5,5 миллиарда рублей.

Компания TrueConf – ведущий российский разработчик и экспортер программных продуктов для корпоративных коммуникаций, видеоконференцсвязи и совместной работы.

С 2021 года компания регулярно принимает участие в международных отраслевых выставках на стендах Made in Moscow. Число скачиваний программных продуктов компании за рубежом увеличилось на 35% по итогам 2023-го года в сравнении с 2022-м.

Решениями TrueConf пользуются в том числе индийская организация космических исследований, Министерство обороны Шри-Ланки, военно-морская академия Индонезии, Министерство транспорта и коммуникаций Мьянмы, полиция Непала и другие организации.

Компания «Таргетта» — разработчик решений виртуальной реальности для обучения врачей и студентов медицинских вузов. При поддержке МЭЦ компания приняла участие в ряде международных выставок и бизнес-миссий в зарубежные страны и заключила контракты на поставку в Бразилию, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Иран, Иорданию и Саудовскую Аравию.

Особое внимание МЭЦ уделяет экспорту креативных индустрий, в частности, кино и анимации. По итогам участия в бизнес-миссии в Китай на выставке CICAF «Союзмультфильм» договорился о поставке анимационных сериалов «Ну, погоди! Каникулы», «Тайны Медовой долины» и «Чуч-Мяуч» на китайский рынок. По итогам выставки Film Bazaar 2023 компания «ЭМАЙ Энтертейнмент» заключила договор о совместном производстве российско-индийского фильма «Алиса, намастэ».

Поддержка экспорта со стороны МЭЦ реализуется в тесном сотрудничестве с Российским экспортным центром, в частности, в рамках новой совместной инициативы для предпринимателей организуют фестивали-ярмарки за рубежом. Так, в мае этого года в рамках пилотного проекта семь столичных компаний приняли участие в ярмарке в рамках Российско-Китайского Экспо в Харбине. Принимая во внимание успешный опыт проведения мероприятия, до конца 2024 года для бизнеса будет организовано еще два подобных мероприятия – в Китае и ОАЭ.

Разумеется, только участия в международных мероприятиях бывает недостаточно. Важно выстраивать постоянную коммуникацию с потенциальными зарубежными партнерами. Для этого год назад у экспортеров появилась возможность воспользоваться помощью представителей бизнеса Москвы за рубежом. Они помогают с поиском нужных контактов, лично сопровождают сделки и ускоряют выход компаний на экспорт. Сегодня амбассадоры работают в шести дружественных странах: Китае, Индии, Египте, ОАЭ, Вьетнаме и Малайзии. Инструментом поддержки воспользовались более 100 компаний, ряд из них уже заключили экспортные контракты на более чем 300 миллионов рублей.

Все больше московских компаний выходят на международные маркетплейсы – это возможность в разы увеличить число потенциальных покупателей и объемы продаж. Соответственно, центр оказывает поддержку по продвижению московских брендов на площадках онлайн-коммерции и в ритейл-сетях за рубежом: от пошаговой юридической помощи до маркетингового сопровождения, а также помогает с поставкой первой партии товара.

К настоящему времени центр вывел на зарубежные маркетплейсы более 900 московских компаний.

Столичная компания «Гельтек-Медика» производит профессиональную косметику, в частности, средства для очищения и ухода за кожей. При поддержке города предприятие разместило продукцию на маркетплейсах Китая.

Эффективным инструментом является и система грантовой поддержки, в рамках которой бизнесу возмещают часть экспортного контракта – 10 процентов его суммы. В этом году город удвоил кешбэк для новых и активных экспортеров. Получить компенсацию могут высокотехнологичные предприниматели и компании, занятые в сфере обрабатывающей промышленности. У предпринимателей нет ограничений, на что направить средства — от расширения производственных мощностей до покрытия затрат на логистику и других экспортных расходов.

Например, грантовой поддержкой воспользовалась компания «НЦ «Биоформ» — разработчик и производитель медицинских технологий и препаратов, поскольку имела несколько экспортных контрактов на поставку эндопротезов синовиальной жидкости, применяющихся при лечении артрозов, в Узбекистан и Азербайджан. Полученные средства были направлены на регистрацию и перерегистрацию продукции, выпускаемой компанией, на рынке России и за рубежом.

С 2019 года экспортеры города получили от Правительства Москвы финансовую поддержку в виде субсидий и грантов на сумму 1,8 миллиарда рублей. При этом сумма контрактов, заключенных получателями мер финансовой поддержки экспортеров, превысила 57 миллиардов рублей.

Дополнительно совсем недавно совместно с тремя крупными российскими банками — Сбер, Промсвязьбанк, Совкомбанк — впервые была запущена программа предэкспортного финансирования. Экспортеры могут получить в кредит до 100 миллионов рублей по льготной ставке 11 процентов годовых (одна вторая ключевой ставки Банка России плюс два процентных пункта) на пополнение оборотных средств, связанных с производством и поставкой высокотехнологичной продукции в рамках экспортного контракта. Срок субсидирования ставки составляет 2 года.

Поддержка экспорта, в частности, выведение на международные рынки высокотехнологичных решений – стратегический вектор политики Правительства Москвы. Выходя на зарубежные рынки, бизнес не только получает возможность больше зарабатывать, но и учится у лидеров индустрий, перенимает опыт и, таким образом, совершенствует продукт, в том числе для московских потребителей и в масштабах всей страны.

Столица продолжит создавать условия для развития московского бизнеса на международной арене и внедрять новые инструменты поддержки предпринимателей.