Сергей Собянин сообщает:
В этом учебном году около 11,4 тыс. московских старшеклассников учатся в предпринимательских классах. Это в 8 раз больше, чем в 2021-м, когда проект только стартовал. Количество школ-участниц также выросло с 44 до 223.
Предпринимательское направление стабильно входит в тройку наиболее популярных предпрофессиональных классов.
Конечно, предпринимательство – это, прежде всего, состояние души и образ жизни. Но, как и в любом другом деле, в бизнесе существуют правила и стандарты, которым можно и нужно учиться. Предпрофессиональные классы дают ребятам такую возможность.
В предпринимательских классах старшеклассники углубленно изучают математику, обществознание и иностранный язык, а также ряд спецкурсов. В частности, знакомятся с различными экономическими системами, факторами производства и видами рынков, узнают об инструментах маркетинга и технологиях продаж. Большую практическую пользу несут в себе знания основ бизнес-моделирования и составления бизнес-планов.
Предпринимателю и менеджеру важно умение анализировать, нестандартно мыслить и четко доносить свою позицию до целевой аудитории. Поэтому в учебную программу входят занятия по развитию эмоционального интеллекта, креативности и критического мышления. Совсем не лишними будут навыки публичных выступлений и работы в команде.
Одновременно с освоением школьной программы ученики предпринимательских классов осваивают профессию агента банка, изучая основы банковского дела: кредитной работы, депозитарных операций и консультирования клиентов. В конце обучения школьники решают кейсы, сдают экзамен и получают диплом об освоении специальности.
Среди партнеров предпринимательских классов – более 300 компаний. В их числе такие лидеры, как Wildberries&Russ, Сбер, «Альфа-банк», «Авито», «Яндекс». На их площадках школьники посещают бизнес-тренинги, семинары, лекции и бизнес-игры, а также участвуют в кейс-чемпионатах, бизнес-акселераторах и форсайт-сессиях. Успешные предприниматели делятся с ребятами личным опытом, дают советы и помогают разрабатывать собственные бизнес-идеи.
Большое значение для предпринимательских классов имеет сотрудничество с Институтом проблем управления РАН и 17 вузами. Среди них Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Школьники посещают лекции, семинары, мастер-классы, где под руководством преподавателей и научных сотрудников учатся создавать проекты и проводить исследования.
А еще ребята под их началом разрабатывают бизнес-идеи и концепции бизнес-проектов, которые затем защищают на научно-практической конференции «Наука для жизни» (направление «Шаг в бизнес»). В прошлом учебном году в ней приняли участие более 5 тыс. учеников предпринимательских классов. Победители и призеры могут получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в вузы.
Более 90% выпускников предпринимательских классов поступают на профильные направления в ведущие вузы страны. В их числе РЭУ им. Плеханова, МГУ им. Ломоносова, Высшая школа экономики, МГИМО. Полученные знания и навыки помогут молодым специалистам начать трудовую карьеру с работы в сфере экономики и финансов. Или открыть свое дело – и Москва для этого создает максимум условий, помогая малому бизнесу с обучением, консультациями, помещениями, финансами и др.
Примечательно, что многие учащиеся предпринимательских классов запускают собственный бизнес еще до окончания школы.

Вот несколько живых историй.
Десятиклассница школы №1474 Екатерина Шевчук открыла студию флорариумов – композиций с живыми растениями для декора интерьера.
Девушка с детства помогала маме и бабушке ухаживать за домашними цветами и дачным садом, а потом увидела в интернете мастер-класс по созданию флорариумов и увлекалась составлением собственных композиций с суккулентами и кактусами. Со временем хобби переросло в бизнес. Школьнице стали поступать заказы от друзей и знакомых, и она решила запустить собственное дело, которое сегодня весьма востребовано.
В будущем Екатерина планирует масштабировать проект и открыть офлайн-точку. А также поступить в МГИМО и получить профессию в области международных экономических отношений.
Ученицы школы №1799 София Тарасовская и Виктория Измайлова запустили бренд по продаже наборов для создания барельефов.
Обе старшеклассницы занимаются творчеством и хорошо знают рынок товаров для рукоделия. Они проанализировали существующие предложения и придумали собственный продукт – декоративные барельефы для интерьера. Вместе со специалистом девушки подобрали экологически чистые материалы и удобные инструменты, а также попросили художника разработать эскизы и записали видеоурок со скульптором.
Сейчас София и Виктория продают в среднем пять наборов в месяц и вскоре планируют открыть свой онлайн-магазин. А еще мечтают получить высшее образование – поступить в Высшую школу экономики на программу «Управление бизнесом» или в МГИМО на факультет международных экономических отношений.
Ученица школы №1194 Марьяна Шувалова создает мелтсы – саше для ароматических ламп.
Свой продукт она готовит из соевого и кокосового воска и комплектует в стандартизированные наборы трех разных размеров – S, M и L. Самый большой включает еще и карту желаний, которую можно заполнять стикерами и эстетичными фотографиями из маленького и среднего наборов. Школьница самостоятельно разработала широкий набор ароматов для разных настроений и ситуаций: успокаивающие, энергизирующие, свежие, расслабляющие.
Сейчас Марьяна ищет возможности для запуска активного продвижения и продаж больших партий. Дальнейшее профессиональное обучение хочет связать с финансовым контролем, анализом и аудитом – девушка планирует поступить в РЭУ им. Г.В.Плеханова.
Ярослав Прошин из школы №1601 создал собственный бренд стритстайл-одежды для подростков.
В ассортименте – кофты, бомберы, футболки, брюки и шорты, которые можно приобретать по отдельности или в виде капсул – готовых комплектов для повседневной носки. Дизайн одежды выполнен на основе акварельных рисунков, часть которых создана самим старшеклассником. Так проект объединяет творческую и практическую составляющие. Футболки Ярослава появлялись на большой сцене – они украшали участников проекта «Голос. Дети» в одном из сезонов.
В планах ученика – масштабирование проекта на всероссийский уровень. Для этого он планирует поступать на экономический бакалавриат в НИУ ВШЭ. Кроме того, Ярослав рассматривает возможности сотрудничества с нашим дальневосточным соседом – юный предприниматель уже шесть лет изучает китайский язык.






