Сергей Собянин:

Москва является крупнейшим центром креативных индустрий. В нашем городе работают 108,5 тысячи компаний, специализирующихся в таких отраслях, как архитектура и проектирование, дизайн одежды и ювелирных украшений, разработка программного обеспечения и видеоигр, фотография и реклама, полиграфия и кино, теле- и радиовещание.

В организациях креативного сектора экономики занято порядка 740 тыс. человек, а с учётом людей творческих профессий, работающих в других отраслях, в креативных профессиях занято 1,2 млн человек.

Креативная индустрия – с одной стороны, это образ жизни, философия, побуждающие создавать нечто новое и что было бы интересно большому количеству людей.

С другой – это динамично растущий сектор городской экономики. Его доля в валовом региональном продукте уже превысила 9% и, скорее всего, будет расти и дальше.

Чтобы стимулировать этот процесс, в 2020 г. мы создали специализированную городскую организацию – Агентство креативных индустрий.

Главная задача АКИ — развивать инфраструктуру, помогать с обучением кадров и поддерживать проекты творческого предпринимательства в столице.

В общей сложности за четыре года работы АКИ реализовало свыше 170 проектов в сферах моды, кино, дизайна, издательского дела, арт-индустрии, видеоигр и музыки.

Эти примеры помогут составить представление о масштабе и результатах нашей совместной работы.

К проектам АКИ в сфере дизайна присоединились более 1,5 тысячи представителей этой индустрии. Одним самых из популярных стал «Дизайн-цех» – открытый конкурс на разработку концепций сувенирной продукции для московских и федеральных организаций: музея-заповедника «Царицыно», головного института Роскосмоса ЦНИИмаш, Мосгорпарка, Парка Горького, ВДНХ, Третьяковской галереи и многих других.

В частности, для Третьяковской галереи была разработана линейка сувениров к выставке, посвященной 150-летию со дня рождения Николая Рериха – брошей, футболок, худи и дизайн-наборов интерактивной мозаики с пейзажами по мотивам картин художника.

Участники еще одного конкурса «Фабрика дизайна» в прошлом году заключили порядка ста соглашений об участии в разработке и производстве множества различных видов продукции – от космической техники до бытовых товаров. Некоторые из них уже появились на рынке – например, набор посуды Гусевского хрустального завода по мотивам русского деревянного зодчества.

Для модельеров, костюмеров и всех, кто работает с тканями, АКИ создало «Центр материалов» — интернет-площадку, на которой материалы порядка 500 производителей и поставщиков из России и зарубежных стран.

Доступные цены формируются благодаря отсутствию длинной цепочки посредников: покупатели заказывают необходимые ткани и аксессуары напрямую у производителя или его российского дистрибьютора.

Кросс-индустриальный проект, запущенный в мае этого года, «Киношоурум» объединяет отечественные модные бренды и представителей киноиндустрии.

Дизайнеры одежды могут поучаствовать в конкурсе на лучший образ для киногероев. Коллекции победителей будут использованы в съемках, а потом отправятся в столичные шоурумы.

Участниками конкурса уже стали более 80 дизайнеров со всей России. В течение лета они будут работать над образами для героев российских фильмов и сериалов, которые появятся на экране в начале следующего года.

Задача «Фабрики музыки» помогать начинающим музыкантам находить потенциальных клиентов и работодателей. А продюсерам и менеджерам – выявлять новые таланты и находить новые имена.

В 2023 году в «Фабрике музыки» приняли участие 96 человек. Шесть из них стали победителями проекта «Музыка в парках», пять – победителями проекта «Уличный артист в парках», шестеро артистов заключили договоры с лейблами, 48 – со стриминговыми платформами, на которых их треки набрали совокупно свыше 3 млн прослушиваний и вошли в плейлист «Лучшее за 2023» по версии ВК.

Кинолаборатория «Профессия-продюсер» помогает начинающим продюсерам создавать и запускать в производство проекты игровых полнометражных фильмов.

Участники кинолаборатории проходят 3 офлайн-модуля с кураторами и экспертами, посещают интенсивы и лекции в онлайн-формате, а по окончании курса формируют готовый к поиску финансирования и запуску в производство проект. Съемка первых фильмов начнется уже в июле после завершения второго модуля «Производство».

Проект «Арт-фабрика» помогает переосмыслить общественные пространства. Его участники – московские художники, дизайнеры и архитекторы — могут получить заказ на разработку нестандартных арт-решений от застройщиков, отелей, торговых центров и других организаций.

Москва активно осваивает гейм-индустрию. Проект «Фабрика видеоигр» позволяет разработчикам пройти обучение по профильному направлению и получить консультационную помощь в создании компании и защите интеллектуальных прав.

В следующем году на базе Сколково мы планируем открыть первый в России инновационный кластер видеоигр и анимации. Он будет оснащен инновационным оборудованием для разработки видеоигр и 3D-анимации с нуля.

Буквально на прошлой неделе, 27 июня, мы открыли новое пространство «АКИ.лаб», которое станет местом притяжения креативных предпринимателей.

Здесь будут создаваться проекты, обсуждаться новые идеи, проходить мастер-классы, модные показы, выставки начинающих и именитых художников, презентации проектов в сфере креативных индустрий и другие события. Представители креативного бизнеса столицы смогут свободно посещать мероприятия площадки, а также использовать ее для проведения собственных конференций и отраслевых встреч.

С 2023 года Агентство развивает международные отношения в сфере креативных индустрий. Благодаря АКИ представители творческих отраслей Москвы уже подписали 18 экспортных контрактов о реализации товаров и услуг на сумму около 1,75 миллиарда рублей.

Агентство креативных индустрий – надежный партнер для творческого бизнеса в столице, проекты которого вносят ощутимый вклад в развитие нашего города и помогают реализовать свои таланты тысячам москвичей.