– Прежде всего хотелось бы акцентировать внимание на следующей проблеме. У нас в стране достаточно большое количество детей гибнет не по естественным причинам: это и утонувшие, и сгоревшие на пожарах, и разбившиеся на дорогах, и совершившие самоубийства. Хотелось бы, чтобы за каждую такую смерть отвечал конкретный чиновник. Если ребенок утонул, значит, кто-то недосмотрел, не научил его плавать, не установил заграждение на водоемах и так далее. Если суицид, – значит, недоработали преподаватели в школе, не знают, чем живут дети. Все это, конечно, не снимает ответственности и с семьи. У Павла Астахова есть полномочия и возможности для того, чтобы проводить соответствующий мониторинг в масштабах всей страны и принимать решения по их результатам.

Вторая важнейшая задача – как свести к минимуму, а лучше к нулю, число сирот в детских домах. На мой взгляд, один из способов – увеличить материальное стимулирование приемных родителей. Государство сейчас тратит каждый месяц 50 тысяч рублей на содержание одного ребенка в детском доме. Если хотя бы половину этой суммы отдавать приемным родителям, число таких семей может резко увеличиться. Тут мы решаем сразу две задачи: сирота приобретает семью, а родители, в свою очередь, улучшают материальное положение, в том числе и для родных детей. В таком случае мама может и не работать, а заниматься только семьей. Мне могут привести контраргумент, мол, из этого сделают бизнес. Но ведь у нас есть службы опекунства, Министерство образования, есть суд. Наконец, за счет высвобождаемых людей можно усилить службу контроля.

Также, по моему мнению, нужно как можно быстрее решить вопрос с тем, чтобы вывезти детей-сирот из Саратова в детские дома области. Сегодня там располагаются детдома с очень хорошим материально-техническим обеспечением, там хорошая экология, возможность завести живность и огород, чтобы дети хорошо питались и жили в лучших условиях.

Наконец, на мой взгляд, закон о запрете усыновления российских детей гражданами США – половинчатый. Его нужно распространить на Европу и вообще на все страны. В конце концов, дети – это наше достояние, наше будущее, граждане нашей страны. Почему мы должны их отдавать, да еще зная, что кто-то на этом делает бизнес? Для Саратовской области «закон Димы Яковлева» не принципиален, потому что наших детей на протяжении пяти лет не усыновляли американцы. Но 67 малышей уехали в европейские страны – Италию, Испанию и Германию. Вот эти вопросы Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов должен ставить перед властью и эффективно решать.