Олег Царев рассказал в своем ТК:
В 1995 в Вашингтоне подписано соглашение Осло-2 по которому Палестина получила право самостоятельно распоряжаться своими природными ресурсами. И израильский парламент это соглашение ратифицировал.
В 1999 государство Палестина заключает контракт с британской корпораций British Gas на геологоразведку, чтобы понять, есть ли в Палестине газ.
В том же году BG обнаруживает джекпот — в 20 морских милях от берега обнаружены запасы природного газа и нефти. Эксперты ООН оценили запасы газа в 122 трлн куб. футов и 1.7 млрд баррелей нефти. В ценах 2017 года (на момент оценки), это в $453 млрд за газ и $71 млрд за нефть. С учетом инфляции сегодня это $600+ млрд.
В 2002 году Палестина принимает предложение BG построить в Газе инфраструктуру по добыче и переработке газа и начать строительство газопровода (предварительно, в Европу). Израиль выступил против, ссылаясь на то, что трубопровод пройдет в том числе по его территориям. И предлагает Палестине поставлять газ в Израиль по внутренней цене (не рыночной), чтобы Израиль дальше экспортировал газ в Европу. Палестина, понятно, против.
Конфликт тлеет, периодически случаются столкновения. В 2007 году, когда к власти приходит ХАМАС, Израиль вводит морскую блокаду, блокируя работы по разработке месторождений Палестиной.
В декабре 2008 Израиль атакует Палестину. Палестина отвечает. Гибнут люди. Израиль сильнее и беспощаднее, он разрушает большую часть Сектора Газа и, вопреки межударному праву и предыдущим договоренностям, забирает прилегающую к Газе морскую территорию. С 2008 по 2022 какая-то активность на шельфе идет, но в целом проект заморожен из-за военных столкновений.
В сентябре 2022 подорваны Северные потоки, принадлежащие России и Германии (дело рук США?). Европа к такому положению дел не готова, и летом 2023 начинаются встречи по вопросу развития месторождения при посредничестве США.
18 июня 2023 выходит официальное заявление Нетаньяху, который одобрил проект по развитию месторождения. В этот же день спикер ХАМАС cказал, что народ Газы имеет полное право распоряжаться своими природными ресурсами. Все понятно: Израиль говорит «это наши 600млрд», Палестина говорит «нет, это наши ресурсы» (для сравнения, ВВП Палестины – это всего $18 млрд).
Очевидно, стороны пытались ситуацию урегулировать, но мирно не вышло. 7 октября ХАМАС вторгается в Израиль. Израиль отвечает. Начинается очередная война.
Но это еще не всё. За время конфликта произошло несколько важных событий.
30 октября Израиль выдал 12 лицензий международным компаниям (самая крупная из них — британская British Petroleum) на добычу газа в том самом месте, что, согласно «Осло-2» принадлежит Палестине. Израиль выдает разрешения на работу. Не Палестина.
В тот же день премьер-министр Великобритании увольняет члена правительства, Пола Бристоу, за призывы к перемирию на ближнем востоке. Де-факто, Сунак поощряет действия Израиля. Почему?
Потому что летом этого года компания Infosys, которая принадлежит жене Сунака, Акшате Мурте, заключила сделку с BP на $1.5 млрд. И в это же время Сунак одобряет выдачу более 100 лицензий на разработку месторождений в северном море. Самым крупным бенефициаром является BP.
Прямой связи двух фактов – защиты Сунаком интересов BP и препятствий перемирию в Израиле – нет. Но по признакам выше можно сделать вывод, что Сунак поощряет военную операцию, призванную обеспечить Израилю полный контроль над Сектором Газа и его шельфом.
В этом случае, разработка газового месторождения может начаться немедленно и газопровод, замещающий взорванные Северные Потоки может быть запущен до того, как Россия и Германия снова договорятся после окончания войны на Украине. США в это время делает все, чтобы усилить поставки военной и финансовой помощи Израилю. В итоге: причина вспышки конфликта между Палестиной и Израилем – деньги и природные ресурсы, которые нужны США и Британии, в том числе, в прокси-войне с Россией. Быстрая разработка газовых запасов Палестины нужна, чтобы не допустить восстановления Северных Потоков.
написано по статье Евгения Черешнева