Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова:

— Тем, кто сейчас больше всех кричит о нарушении международного права, натовцам, посвящается.

На юге Сербии расположен населённый преимущественно албанцами край – Косово и Метохия. Во второй половине ХХ века там наблюдался рост сепаратистских настроений, с которыми югославским/сербским властям приходилось бороться.

В июне 1990 года на фоне дезинтеграционных процессов в Югославии албанцы в краевом парламенте предложили провести голосование по вопросу о независимости Косово от Сербии, но внутри Югославии. Сербский Президент после этого парламент распустил.

7 сентября 1990 года депутаты-албанцы распущенного парламента тайно провозгласили создание «Республики Косово», в которой югославские законы должны были действовать только в том случае, если они соответствовали правовым нормам Косово. 22 сентября 1991 года парламент «независимой ‘‘Республики Косово’’» провозгласил полную независимость и инициировал референдум в крае, который прошел с 26 по 30 сентября 1991 года. Именно так: сначала провозглашение независимости, а уже потом 99% принявших участие в референдуме оформили это голосованием. Его итоги признала Республика Албания.

На протяжении 1990-х годов Косово при внешней поддержке пыталось добиться международно признанной независимости, что привело к открытому противостоянию с сербами в 1998-1999 годах – «Косовской войне», развязанной боевиками из «Освободительной армии Косово» под покровительством и при содействии Запада, в том числе по линии спецслужб, и приведшей к многочисленным жертвам среди гражданского населения. В марте 1999 года в конфликт уже открыто вмешалась НАТО, начавшая бомбардировки Югославии. 9 июня 1999 года, в соответствии с международным «военно-техническим» соглашением, подписанным представителями НАТО и югославской армии в Куманово, контроль над краем перешёл к международным «Силам для Косово» (KFOR) под натовской эгидой.

На следующий день Совбез ООН собрался на своё 4011-е заседание и принял обязательную к исполнению Резолюцию 1244, которая подтвердила территориальную целостность тогдашней Югославии (а, соответственно, Сербии, ставшей её правопреемником в 2006 году), санкционировала международное гражданское и военное присутствие в Косово и постановила, что решение косовского кризиса должно основываться на согласованных принципах, содержащихся в приложениях к резолюции.

17 февраля 2008 года «парламент» Косово принял акт о провозглашении независимости края от Сербии в одностороннем порядке с 18 февраля.

В качестве реакции Сербия 15 августа 2008 года обратилась в ООН с просьбой дать правовую оценку этого шага. 8 октября 2008 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 63/3, в которой обратилась к Международному Суду в Гааге с просьбой вынести консультативное заключение по вопросу: «Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами Косово нормам международного права?».

Через полтора года, 22 июля 2010 года, Международный Суд вынес соответствующее консультативное заключение (10 голосов против 4), в котором постановил, что «Декларация о независимости Косово от 17 февраля 2008 года не нарушила общее международное право, поскольку международное право не содержит запрета на провозглашение независимости» и не нарушает резолюцию СБ ООН 1244, так как авторы «декларации» не относятся к сформированным в соответствии с ней структурам.

Западные страны во главе с США приветствовали вынесенное Международным Судом консультативное заключение, толкуя его расширительно как одобрение сецессии (при том, что резолюция СБ ООН 1244, которой привержена в том числе Российская Федерация, остаётся основой косовского урегулирования и предлагает достижение компромисса, учитывающего интересы Белграда).

В ходе самого разбирательства Вашингтон официально рекомендовал Суду согласиться с принятым в итоге заключением, поскольку «принцип территориальной целостности не исключает появления новых государств на территории существующих государств».