Какие миссии ООН представлены на континенте

Российское присутствие в Африке вызывает негативную реакцию у западных политиков, часто аргументирующих тем, что для решения всех конфликтов уже есть ООН, а иностранное участие только вредит.

Однако они лукавят: миротворческие операции, существующие в отдельных странах уже больше двух десятков лет, едва ли продвинулись к своим целям.

Напротив — неспособность миротворцев стабилизировать ситуацию в небезопасных районах, а зачастую и прямой сговор с различными вооруженными группировками, стали причиной для ненависти со стороны местного населения.

Чем миротворцы ООН занимаются в Африке?

На сегодняшний день миротворческие силы ООН с общим бюджетом более $5 млрд в год и численным составом военного контингента более 60 тыс. чел. представлены (https://peacekeeping.un.org/ru/where-we-operate) в четырех странах и на двух спорных территориях Африки.

Миссия ООН в Западной Сахаре — МООНРЗС

В 1991 году, спустя 15 лет после провозглашения фронтом ПОЛИСАРИО независимости Западной Сахары от Марокко, в регионе была создана миротворческая миссия ООН. Её целью стало обеспечение проведения референдума по вопросу независимости, либо интеграции с Марокко.

Так называемый «переходный период», который должен был закончиться референдумом — длится уже 31 год. При этом на содержание миротворцев ежегодно тратят более $60 млн.

Присутствие МООНРЗС никак не помешало войскам Марокко в конце 2020 года попытаться открыть дорогу в буферной зоне Гергерат, что в свою очередь вынудило Полисарио объявить о прекращении 30-летнего перемирия и возобновлении вооруженного конфликта.

Явный провал миссии на фоне возрастающего риска войны (https://t.me/rybar/22492) между Марокко и Алжиром, поддерживающим независимость Западной Захары, не помешал СБ ООН продлить ее мандат до 31 октября 2023 года.

Миссия ООН в ЦАР — МИНУСКА

Миротворцы ООН появились в ЦАР в апреле 2014 года в разгар гражданской войны между христианским движением Антибалака и мусульманской Селекой.

Несмотря на внушительный бюджет в $1,1 млрд в год и военный контингент, миротворцы не смогли добиться какой-либо стабилизации в регионе. Только при содействии России в 2018 году, в рамках Хартумских соглашений, боевики согласились заключить перемирие и начать процесс разоружения.

Война разгорелась вновь (https://t.me/rybar/36823) в конце 2020 года, когда бывший президент Франсуа Бозизе решил вернуть власть. МИНУСКА не смогла помешать боевикам объединиться и напасть на Банги 13 января 2021 года. А после этого устранилась от антитеррористической операции национальной армии и не принимала участия в защите мирного населения.

В итоге война кончилась без ООН. Отряды ЧВК «Вагнер» и местная армия зачищают (https://t.me/rybar/42170) остатки боевиков.

Миссия ООН в Мали — МИНУСМА

МИНУСМА фактически единственная миссия ООН в Африке, которая была создана по просьбе и инициативе правительства принимающей страны. Поводом стали постоянные столкновения с племенами туарегов, вылившиеся в крупное восстание в 2012 году.

В охваченном войной регионе быстро формировались (https://t.me/rybar/40802) новые вооруженные группировки, в том числе связанные с радикальными исламистами. За следующие 10 лет боевикам удалось расширить зону влияния на севере и востоке Мали и обосноваться в приграничье с соседними странами.

Неспособность МИНУСМА и французского контингента эффективно противостоять экспансии боевиков привели к госперевороту в Мали в 2021 году.

Миссия ООН в ДР Конго — МООНСДРК

Постоянное присутствие представителей ООН в ДРК началось в 1999 году для наблюдения за мирным процессом после завершения Второй конголезской войны. Формат миссии менялся несколько раз в связи с возникновением новых конфликтов, последний из которых, на северо-востоке, продолжается до сих пор.

Несостоятельность военного контингента в противостоянии отдельным повстанческим группировкам на территории страны выливается в создание в 2012 году в восточной части ДРК крупного военного формирования «М23» («Движение 23 марта»), состоящего преимущественно из этнических тутси.

После многолетних безуспешных переговоров с правительством ДРК, в конце 2021 года повстанцы возобновляют (https://t.me/rybar/40702) боевые действия.

Несмотря на прошедшие переговоры в ноябре, ситуация в восточных районах страны продолжает ухудшаться (https://t.me/rybar/41699). К концу 2022 года в ходе военных наступлений более 180 тыс. человек стали (https://www.aljazeera.com/news/2022/11/15/hundreds-flee-as-congos-m23-rebels-near-key-city-of-goma) беженцами.

Миссия ООН в Абьее — ЮНИСФА

Многолетние территориальные споры между племенами динка и мессирия на спорной территории между Южным Суданом и Суданом только к 2011 году обратили на себя внимание со стороны ООН.

Созданная после объявления независимости Южного Судана миротворческая миссия в Абьее должна была гарантировать безопасность гражданского населения от нападений военных со стороны обеих стран, а также обеспечить проведение референдума для определения постоянного статуса территории.

Военный контингент, состоящий фактически только из миротворцев из Эфиопии, показал себя не состоятельным в обеспечении безопасности 124 тыс. человек. Только за период с апреля по май 2022 года зафиксировано (http://www.acjps.org/urgent-call-for-investigations-into-the-killing-of-21-people-in-abyi-area) 4 отдельных нападения, в ходе которых было убито и ранено 36 человек.

Миссия ООН в Южном Судане — МООНЮС

Миротворческая миссия ООН формально появилась за день до объявления о независимости Южного Судана в 2011 году. Ее целью было поддержание стабильности и правопорядка во время переходного периода.

Тем не менее, присутствие значительного контингента миротворческих сил в регионе, не помешало разразиться гражданской войне между племенами нуэр и динка, продлившейся с 2013 по 2020 год.

За это время в конфликте приняло участие более 17 000 детей; вырос уровень сексуального насилия до 80%, в том числе при участии самих миротворцев. Более 4 млн беженцев покинуло страну.

С момента подписания мирного соглашения, ситуация в Южном Судане особо не изменилась, и вновь вошла в стадию эскалации в августе 2022 г. после объявления (https://t.me/geopoliticalblog/1709) временного правительства о продлении своих полномочий еще на 2 года.

С августа по декабрь в межплеменных столкновениях погибли как минимум 222 гражданских.

В чем причина низкой эффективности миротворцев ООН?

В первую очередь, виновата распространенная коррупция, как среди миротворческого контингента, так и среди властей принимающей страны.

Хорошим примером такого сотрудничества служит ситуация в Западной Сахаре, где многолетний саботаж в проведении референдума по вопросу независимости САДР выгоден и миротворцам, и марокканской администрации.

На подконтрольной Марокко части страны на месторождениях Бу-Краа ведется добыча полезных ископаемых. Эти территории обладают 75% мировых запасов фосфата, благодаря чему Марокко является мировым лидером по экспорту этого ресурса и на третьем месте по его производству.

В свою очередь, миротворцы, оправдывая свое бездействие отсутствием соответствующих мандатов от ООН, закрывают глаза на противоправные действия марокканцев в отношении местных жителей.

Подтверждены факты контрабанды оружия между миротворцами и военными группировками как минимум в двух из шести стран присутствия ООН: ДРК (http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/6681457.stm) и ЦАР (https://t.me/rybar/22823).

В конце 2021 года Совет Безопасности ООН изменил условия санкций в отношении ЦАР, сняв эмбарго на поставки оружия вооружённым силам ЦАР, что еще больше способствовало незаконному обороту оружия на территории страны.

В тоже время, властям африканских стран не выгодно отказываться от гуманитарной помощи, поставляемой ООН силами миротворческих миссий. Зарубежная помощь помогает накормить беднейшие слои населения, чтобы снизить социальную напряженность, а также наполнить карманы лояльных чиновников и тех же миротворцев.

У миротворцев отсутствует мотивация рисковать жизнью на чужбине

Основными «поставщиками» миротворцев в страны Африки являются такие же бедные или густонаселенные страны: Пакистан, Бангладеш, Индия, Египет, Индонезия.

Для некоторых выходцев оттуда поступление на службу в ООН — это единственный шанс заработать достойные деньги, обзавестись добытым имуществом и вернуться в свои семьи. Смерть при защите населения чужой страны в эту концепцию не вписывается.

Особенно хорошо это проявляется в вооруженных столкновениях на территории ДРК.

5 ноября 2008 года в деревне Киванджа в ДРК было жестоко убито 150 человек. Находившиеся буквально в 1,5 км от деревни 100 индийских миротворцев заявили, что были не в курсе (https://www.hrw.org/report/2008/12/11/killings-kiwanja/uns-inability-protect-civilians) бойни по соседству.

20 ноября 2012 года миротворцы бездействовали (https://www.reuters.com/article/us-congo-democratic-idUSBRE8AI0UO20121120) при захвате движением М23 города Гома — столицы провинции Северное Киву в ДРК.

Что будет дальше с миссиями ООН в Африке?

Несмотря на очевидные провалы миротворческих операций в Африке, сворачивать их никому не выгодно. Правительствам африканских стран удобно делить с ООН ответственность в сфере безопасности и принимать гуманитарную помощь.

Ключевые спонсоры ООН в лице Западных стран сохраняют еще один инструмент контроля над местными правительствами. Государства доноры, поставляя личный состав для миссий, получают право сокращать ежегодные взносы в ООН. А огромная бюрократическая структура организации осваивает астрономический бюджет.

До тех пор, пока на территории Африки не иссякнут месторождения полезных ископаемых, позволяющих «по-тихому» обогащаться как местным властям, так и западным компаниям, военные конфликты на этих территориях, а также финансируемые миссии по их прекращению не прекратятся.