AIM-120 AMRAAM проектировалась с конца 1979 года, выполнена по аэродинамической схеме с «Х», принята на вооружение в 1991 году, она пришла на смену AIM-7 Sparrow и должна была стать стандартной ракетой для авиации всех стран блока НАТО. AIM-120 отличается меньшем стартовым весом, габаритами и повышенной эффективностью борьбы с высотными, высоко маневрирующими и низко летящими целями, в условиях интенсивных радиоэлектронных помех. Это стало возможно благодаря усовершенствования теории управления полетом, электроники и вычислительной техники. В AIM-120 применяется двух-этапное наведение при пуске на дальней дистанции. Самолет загружает данные на в ГСН непосредственно перед запуском, т.е местоположении цели с точки пуска, его направлении и скорости. Ракета использует эти данные летит по курсу перехвата к цели, используя свою встроенную инерциальную навигационную систему (INS). Эта информация обычно получается с помощью радара запускающего самолета, хотя она может поступать от системы поиска и слежения в инфракрасном диапазоне, по каналу передачи данных от другого истребителя или с самолет ДРЛО.
В головной части ракеты расположена основная част аппаратуры автономного наведения, осуществляется комбинированно системой: командно-инерциальной на начальном и среднем этапе полета и активной радиолокационной на конечном этапе. Новшеством AIM-120 была микро ЭВМ, которая позволяла увеличить обработку больше число параметров, необходимых для вычисления оптимальных траекторий полета цели и наведения ракеты в условную точку встречи ракеты с целью. ЭВМ могла выбирать требуемую траекторию наведения, при которой ракета настигнет цель под углом, чтобы поражение БЧ была максимально эффективным. В состав оборудования командно-инерциальной системы входят приемник командной линии связи, расположенный в сопловом блоке хвостовой части ракеты, он используется в коррекции траектории полета ракеты на среднем участке. Активная радиолокационная аппаратура, обеспечивающая полностью автономное наведение ракеты после надёжного захвата цели, включает антенну. Когда ракета приблизилась к целе, радар самостоятельно направляет ее на перехват. Такая функция называется «Выстрелил и забыл», позволяет быстрее освободить пилота для наведения и пуска ракеты по следующим целям. Обнаружение цели с ЭПР — 3м² происходит на дальностях 16-18 км. При постановке целью помех, аппаратура ракеты на среднем и конечном участках переключается в режим наведения на источник помех.
За головной частью расположен отсек боевой части WDU-33/B, в составе неконтактный радиолокационный взрыватель Mk 44 Mod 1., элементы предохранительно- исполнительного механизма FZU-49/B и пиротехнической цепи, весом в 23 кг встроена в корпус ракеты. Сама БЧ осколочно типа, направленного действия, при подрыве разлет осколков производится в узком круговом ограниченном секторе. При прямом попадании УР в цель срабатывает контактный взрыватель.
Далее двигательный отсек WPU-6/B встроенный в корпус ракеты, имеет двухрежимный твердотопливный двигатель, оснащен мало дымным, без окиси алюминия, полибутадиеновым топливом весом 45 кг и сопло. Система управления ракеты WGU-16B.
Ракета AIM-120 стала основным оружием всех типов современных истребителей ВВС США: Harrier-II, F-15, F-16, F/A-18, F-22 и F-35, всех истребителей стран НАТО и других союзников США F-4F, «Tornado», Harrier, JAS-39 Grippen, Eurofighter Typhoon.
Вес ракеты составляет:
- 150,7 кг;
- длинна 3,66 м;
- диаметр 178 мм;
- скорость 4 795 км/ч;
- стоимость 386000 $.
Недавно завершились испытания новой модификации AIM-120C-8\AIM-120D. За счет уменьшения отсека с электроникой, увеличили двигательный отсек это позволило увеличить дальность полета до 180 км. Ракета оснащается двухсторонней системой связи и усовершенствованной ИНС с коррекцией GPS.
Если Украине поставят не ее, а менее дальнобойную AIM-120С-6 с дальностью 120 км, то тоже создаст серьёзную проблему для наших ВКС.
Официальный канал Эдуарда Басурина @basurin_e