Категории: Власть

Брифинг Максута Шадаева о развитии сервисов портала госуслуг в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции

Из стенограммы брифинга Максута Шадаева:

Вопрос: Максут Игоревич, портал госуслуг на фоне ситуации с коронавирусом приобрёл особое значение. С его помощью граждане сейчас получают многие госуслуги удалённо. Появились и новые сервисы. Как работают эти сервисы, сколько людей ими пользуется? Планируется ли их развивать и что сделано для того, чтобы исключить сбои в работе портала?

М.Шадаев:
Действительно, в тот момент, когда МФЦ закрыты, органы власти ограничивают личный приём заявителей, роль портала госуслуг как канала получения государственных услуг в цифровом виде сильно возросла. Плюс Президентом даны поручения о предоставлении новых выплат, которые должны были быть осуществлены в очень короткие сроки. Всё это сделано на портале госуслуг.

За последнее время выведено большое количество новых сервисов. В основном эти сервисы связаны с предоставлением мер государственной поддержки родителям с детьми. Первый большой сервис, который мы запустили, – по выплате пособий на детей от 0 до 3 лет. Потом запустили рекордную по посещаемости услугу – выплаты на детей от 3 до 16 лет. Несколько дней назад, 20 мая, мы запустили электронную форму заявления для оформления пособия на детей от 3 до 7 лет для нуждающихся семей. И все эти сервисы супервостребованы. Большой трафик, мы видим большое количество обращений. Больше 10 млн заявлений поступило на выплаты по детям от 3 до 16 лет – на 15 миллионов детей. На сегодняшний момент на пособия для детей от 0 до 3 лет 2,8 млн заявлений мы получили. И за несколько дней после запуска услуги на получение выплат на детей от 3 до 7 лет мы получили порядка 850 тыс. заявлений. Всё это делается быстро, просто, удобно для людей, за несколько минут оформляется заявление. Не надо никуда ходить, обращаться. Указываются реквизиты банковского счёта, и деньги после рассмотрения заявления поступают на счёт заявителя.

Параллельно мы сделали в другом абсолютно формате получение материнского капитала.

Если раньше нужно было обращаться в органы власти, в МФЦ, для того чтобы оформить материнский капитал, то сейчас он оформляется автоматически при регистрации факта рождения ребёнка, при получении свидетельства о рождении. Сейчас это выглядит так: вы приходите в ЗАГС, оформляете рождение, получаете свидетельство о рождении, и материнский капитал к вам автоматически через несколько дней поступает в виде электронной выписки в личный кабинет на портал госуслуг. Это очень удобно. Это не требует вообще обращения заявителей.

Большой блок у нас связан с предоставлением сервисов для тех граждан, которые вынужденно остались за границей в связи с прекращением регулярных авиарейсов. Это и предоставление им регулярной материальной помощи, и планирование их вывоза – возвращения обратно в страну.

У нас порядка 70 тысяч граждан заполнили заявления на портале госуслуг. И в настоящий момент больше 20 тысяч уже возвращены в страну. Всё это сделано тоже очень удобно, в электронном виде. Рейсы планируются, регистрация на рейсы осуществляется на портале госуслуг. Когда в аэропорт приезжают наши граждане, они точно знают, что они уже в списках на вылет. Никакой неразберихи. Всё организованно происходит. Все, кто попадает в список, садятся на самолёты и успешно возвращаются в страну.

А те, кто по каким-то причинам не может или не хочет сейчас возвращаться в страну, все получают материальную помощь, которая выплачивается регулярно и позволяет им оставаться ещё какое-то время за границей.

Вопрос: Что будет с данными граждан, которые они вносили при оформлении пропусков, после того как пропуска отменят?

М.Шадаев: Это очень частый вопрос. Цифровые пропуска являются во многом обязательным элементом – без цифрового пропуска в ряде регионов у нас невозможно выйти из дома, его проверяют, поэтому это во многом является услугой обязательной.

Мы сразу продекларировали, что цифровые пропуска – это временная мера, которая действует на период карантина и изоляции. И после ослабления соответствующих мер все персональные данные будут удалены.

Московская область приняла решение с 23 мая отменить цифровые пропуска. И на этой неделе мы все персональные данные, за исключением учётных записей, которые были созданы пользователями на портале госуслуг (у кого их ещё не было), для того чтобы оформлять цифровые пропуска, – все персональные данные, связанные с перемещениями, адресами, целями выхода, – всё будет удалено, уничтожено, не останется у нас в государственных информационных системах.

Вопрос: Максут Игоревич, расскажите, пожалуйста, как идёт работа по внедрению электронных паспортов, повлиял ли коронавирус на планы и сроки?

М.Шадаев: В настоящее время ещё окончательное решение о том, как будет реализовываться проект по переходу от бумажного паспорта к смарт-карте, Правительством Российской Федерации не принято, рассматриваются различные сценарии. Но мы в то же время считаем, что технология, которая была отработана в рамках цифровых пропусков, позволяет нам успешно рассчитывать на то, что можно запускать мобильное приложение, которое станет дополнением к существующему бумажному паспорту. В 9 случаях из 10 этот паспорт можно будет не доставать, а использовать вместо него мобильное приложение.

Как это будет работать? Ровно по аналогии с мобильными приложениями, которые позволяют оплачивать с телефона банковские платежи, когда у вас есть карточка в кошельке, но при этом вы можете платить с телефона. Также будет работать наше мобильное приложение, мобильный ID, или мобильный идентификатор, когда вы сможете фактически в режиме QR-кода, как цифровой пропуск работал, предъявить его, когда вы, допустим, на проходной находитесь или оформляете пропуск куда-то. Вы сможете показать QR-код, его считают, увидят вашу фотографию, увидят ваши данные, и сразу эти данные поступят в информационную систему.

Конечно, мы считаем, что сам процесс обработки данных с бумажного паспорта тяжёлый, трудоёмкий. Когда на всех этих многочисленных пропускных пунктах, в МФЦ оператор вынужден сканировать паспорт, перебивать с него данные вручную, может возникнуть определённое количество ошибок. Технология, которая сейчас была очень быстро запущена с цифровыми пропусками, показала, что весь этот процесс можно оцифровать: я могу в 9 случаях из 10 бумажный паспорт не доставать, показывать в приложении QR-код. Тот, кто хочет получить доступ к моим данным, получит эти данные, верифицированные соответствующими органами власти, и они сразу будут ложиться в соответствующие информационные системы. Это очень удобно как для человека, которому не нужно доставать паспорт – телефон у него обычно в руках, так и для тех, кто должен данные с этого паспорта куда-то ввести и сохранить.

Ну и плюс, понятно, что здесь мы ограничиваем объём передаваемых данных. То есть, если я даю паспорт, то обычно его целиком сканируют, и все эти данные хранятся потом в полном объёме. Здесь под каждый конкретный случай предоставляется именно тот набор сведений, который нужен второй стороне. Например, если я хочу купить алкоголь и мне требуется предъявить удостоверение личности, что я по возрасту могу это сделать, то в рамках QR-кода я даю только свою фотографию и возраст, потому что не нужно продавцу знать моё имя и адрес, где я прописан. Так же при получении различных пропусков: я даю только фамилию, имя и свою фотографию. Я считаю, что это ещё даст очень хороший стимул повышению сохранности персональных данных и управлению этими данными. Люди будут себя чувствовать более защищёнными.

Свежее

Минздрав пояснил, сколько яиц можно съесть на Пасху ‎

‎Главный внештатный диетолог Минздрава России Виктор Тутельян рассказал о куриных яйцах и полезных веществах, которые…

3 минуты назад

В селе Вторая Наумовка Белгородского района при попытке разобрать противопехотную мину пострадал мирный житель

Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщил, что при попытке разобрать противопехотную мину мирный житель получил…

53 минуты назад

«Иволга 4.0» вышла на МЦД

«Иволга 4.0» вышла в рейс с пассажирами на МЦД. В присутствии мэра Москвы Сергея Собянина…

1 час назад

По факту хулиганских действий по отношению к ребенку в Люберцах возбуждено уголовное дело

Прокуратура взяла под контроль ход и результаты расследования уголовного дела по факту хулиганских действий в…

1 час назад

Роспотребнадзор рассказал, как расторгнуть договор с туроператором

При расторжении договора по инициативе туриста возврат денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и…

2 часа назад

В Подмосковье отморозок сильно ударил проходящую мимо девочку

Подмосковный отморозок сначала пинал воздух и чужие машины, а затем с размаху ударил ребенка —…

2 часа назад