С докладом выступил аудитор Владимир Катренко.
Параметры Программы
Как показала проверка, в первоначальной редакции Программа предусматривала реализацию 32 мероприятий по двум направлениям: «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений»**. Паспортом Программы устанавливалось 6 целевых индикаторов и показателей. Общий объем финансирования Программы составлял 106,7 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 53,6 млрд рублей.
К началу проверяемого периода (2013 г.) в Программу были внесены изменения, в результате которых в ее структуру помимо двух вышеуказанных направлений вошла подпрограмма «Развитие футбола». Количество мероприятий увеличилось до 35, количество целевых показателей и индикаторов — до 12. Количество планируемых к возведению объектов по двум направлениям не изменилось, при этом в рамках подпрограммы «Развитие футбола» количество возводимых объектов (футбольных полей) сократилось с 520 единиц до 350. Объем финансирования Программы составил 158,7 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 97,1 млрд рублей.
В проверяемый период (2013-2015 гг.) постановлениями Правительства Российской Федерации в Программу были внесены еще 8 изменений. Из Программы исключена информация о планируемых к возведению спортивных объектах по направлению «Массовый спорт». Общий объем финансирования увеличился до 159 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 97,4 млрд рублей. При этом число мероприятий, а также количество и содержание целевых индикаторов и показателей эффективности реализации ФЦП по сравнению с началом 2013 года не изменилось
Следует также отметить, что изменения в перечень объектов, содержащийся в Программе, не вносились с 2011 г. В результате Программа включает в себя только те объекты, строительство которых должно было завершиться в 2011 году.
«Указанная ситуация свидетельствует об отсутствии какой-либо корректной взаимоувязки между показателями эффективности реализации ФЦП, параметрами ее финансирования и результатами ее реализации», — заявил выступавший на Коллегии аудитор Владимир Коллегии.
Проверка также показала, что показатели Программы не соответствуют Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Так, пять целевых показателей Программы отличаются от показателей Стратегии, как по наименованиям, так и единицами измерения.
Ресурсное обеспечение Программы
В целом за период 2006-2015 гг. на реализацию мероприятий Программы за счет всех источников финансирования направлено 143,5 млрд рублей (90,3% средств, предусмотренных Программой), в том числе: из федерального бюджета – 97,3 млрд рублей (99,9%), из бюджетов субъектов Российской Федерации – 43,7 млрд рублей (79%), из внебюджетных источников – 2,6 млрд рублей (40,6%).
Основная доля расходов в сумме 137,9 млрд рублей направлена на финансирование объектов капитального строительства регионов и создание федеральных центров подготовки сборных команд Российской Федерации.
Реализация Программы
Фактически по итогам реализации Программы по направлению «Массовый спорт» построено 710 спортивных объектов, по направлению «Спорт высших достижений» осуществлено строительство и реконструкция – 68 объектов, по подпрограмме «Развитие футбола» осуществлено финансирование 7 запланированных крытых футбольных манежей, строительство и оснащение учебно-тренировочного центра национальных юношеских и молодежных сборных команд России по футболу (г. Бронницы Московской области), а также приобретение 322 комплектов искусственных футбольных покрытий.
В ходе проверки достижения целевых показателей Программы было установлено, что по итогам 2015 г. из 17 показателей ФЦП не достигнуты 4:
— «доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом (6% при планируемых 10%);
— «доля выявленных случаев нарушения антидопинговых правил спортсменами, включенными в список спортсменов, подлежащих тестированию, как в соревновательный, так и во внесоревновательный период, от общего числа прошедших процедуру допингового контроля» (1,3% при плане не более 1%);
— «количество введенных в эксплуатацию футбольных объектов (крытые футбольные манежи – единиц)» (0 манежей при плане – 2);
— «количество введенных в эксплуатацию футбольных объектов – футбольные поля – (единиц)» (27 полей при планируемых 60).
При этом в отношении показателя «доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» на Коллегии было отмечено, что его значения по категории инвалиды не достигаются Минспортом ежегодно. Так, при установленном (плановом) процентном значении в 2013 г. – 6%, в 2014 г. – 8%, в 2015 г. – 10%, фактически достигнутые значения составили 4,4%, 5% и 6%, соответственно. При этом ежегодное превышение плановых значений этого показателя по другим категориям гражданам (учащиеся, женщины) позволяли считать его выполненным в полном объеме. Ежегодное недостижение значений показателя «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» по категории «инвалиды» формирует риски невыполнения показателя к 2020 году (20,0%).
Проверка также показала, что динамика числа систематически занимающихся физической культурой и спортом граждан существенно различается в зависимости от региона. В 2015 г. значение этого показателя в 26 субъектах Российской Федерации сложилось ниже запланированного ФЦП (30%), в 2014 г. – в 50 регионах (ниже 29%), в 2013 г. – в 37 (ниже 27%).
«Низкий ежегодный прирост доли занимающихся физкультурой и спортом в ряде субъектов при значительных финансовых затратах федерального бюджета свидетельствует о неэффективности принимаемых исполнительной властью регионов решений при выборе спортивных объектов для включения в Программу», — отметил Владимир Катренко.
Значение показателя «Доля лиц, занимающихся футболом в профильных спортивных школах, в общем количестве учащихся, систематически занимающихся физкультурой и спортом», характеризующего развитие детско-юношеского спорта, достигалось в течение всех лет реализации Подпрограммы (2008-2015 годы).
Вместе с тем, в период 2013-2015 гг. ряд регионов не достигли планового и среднероссийского значения этого показателя: 48 регионов по итогам 2013 года (не менее 13%), 58 регионов по итогам 2014 года (не менее 13,5%), 57 регионов по итогам 2015 года (не менее 14%).
Программа предусматривает рост уровня обеспеченности населения Российской Федерации бассейнами, залами и плоскостными сооружениями на 2% ежегодно, то есть на 20% за 10 лет. За все время реализации Программы прирост обеспеченности населения спортивными залами составил 9,7%, плоскостными сооружениями – 7,8%, бассейнами – 4,2%. Уровень обеспеченности спортивными залами в 2015 г. составил 60,5% (значение 2006 г. – 50,8%); уровень обеспеченности плоскостными спортсооружениями – 30,2% (22,4%); уровень обеспеченности бассейнами – 10,2% (6%).
В целом по Российской Федерации в 2015 г. уровень обеспеченности регионов спортивными сооружениями составил 30,1% от нормативной потребности, в 2014 г. – 29%.
Нарушения, допущенные Минспортом России при реализации Программы
Проверка показала, что Минспортом допускались нарушения Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации в составе Программы.
Так, в нарушение Правил, предусматривающих адресное распределение средств только по объектам, включенным в ФЦП, Минспорт ежегодно осуществлял распределение средств по объектам, не включенным в Программу.
Также при распределении субсидий по регионам Минспортом не соблюдался уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации (он не может быть установлен выше 95% и ниже 5% расходного обязательства). Так, при заключении соглашений с Правительством Республики Бурятия и Правительством Ярославской области предусмотренный уровень софинансирования был превышен на общую сумму 1,55 млн рублей.
Нарушались Минспортом и критерии отбора регионов для предоставления субсидии. В частности, были отобраны 6 регионов (Костромская, Сахалинская и Псковская области, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики, Ставропольский край), не предоставивших документацию, подтверждающую начало строительства объектов за счет средств региональных бюджетов. Указанным субъектам в 2013-2015 гг. были предоставлены субсидии на строительство 15 спортивных объектов на общую сумму 634,7 млн рублей.
Проверка также показала, что соглашения о предоставлении субсидии заключались по форме, не утвержденной приказом Минспорта. Форма соглашения утверждена была только в 2014 году.
Кроме того, проверкой установлены нарушения сроков заключения соглашений о предоставлении субсидий. Так, в 2014 г. сроки заключения 14 из 59 соглашений были нарушены от 7 до 165 дней. В 2015 г. 24 соглашения из 107 заключены с нарушением установленного срока от 2 до 171 дня.
Нарушения условий соглашений о предоставлении субсидий
Проверка показала, что в результате отсутствия должного контроля со стороны Минспорта субъектами допускались нарушения условий соглашений о предоставлении субсидий, в том числе в части соблюдения региональных обязательств по финансированию строительства объектов.
Так, в 2013 г. обязательства по финансированию не выполнили 37 из 57 регионов, получивших субсидии на строительство объектов (64,9%), в 2014 г. — 38 из 53 (71,7%), в 2015 г. -41 из 60 (68,3%). В целом регионами не обеспечено финансирование строительства спортивных объектов в общей сумме 3,6 млрд рублей.
При этом в полном объеме в проверяемый период не обеспечили предусмотренное соглашениями финансирование строительства спортивных объектов 11 регионов (Еврейская АО, Забайкальский край, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Красноярский край, Московская область, Псковская область, Республика Ингушетия, Республика Тыва, Сахалинская область и Ярославская область) на общую сумму 462,7 млн рублей.
Согласно результатам проверки, по состоянию на 1 сентября 2016 г. регионами не обеспечен ввод в эксплуатацию 14 спортивных объектов***. При этом субсидии из федерального бюджета в сумме 1,8 млрд рублей, полученные в рамках заключенных соглашений, освоены в полном объеме.
Проверка также показала, что в отдельных случаях субсидии, перечисленные на основании соглашений в текущем году, не использовались на цели, предусмотренные соглашениями, и длительный период находились на счетах УФК регионов. Также по решению Минспорта остатки субсидии ежегодного возвращались в соответствующий бюджет региона с возможностью их дальнейшего использования. Так, в 2013-2015 гг. Смоленской областью и Забайкальским краем не были использованы перечисленные им средства федерального бюджета в сумме 189,5 млн. рублей. По состоянию на 1 сентября 2016 г. спортивные объекты, на софинансирование строительства которых была предоставлена субсидия из федерального бюджета, в эксплуатацию не введены.
Нарушения законодательства о контрактной системе, допущенные подведомственными организациями Минспорта
ФГБУ «Юг Спорт»
В ходе проверке ФГБУ «Юг Спорт» было установлено, что в ряде случаев протоколы заседаний Единой комиссии по закупкам подписывали лица, отсутствующие на момент проведения конкурсов. По указанным нарушениям будет направлено письмо в Генеральную прокуратуру.
ФГУП «Дирекция Программы»
В нарушение Федерального закона № 44-ФЗ и Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, ФГУП «Дирекция Программы» не направило в установленном порядке в Федеральное казначейство документы об исполнении 4-х государственных контрактов.
План-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2014 г. был утвержден и размещен Дирекцией на официальном сайте в единой информационной системе с нарушением установленного срока более чем на 7 месяцев.
В единой информационной системе в сфере закупок Дирекцией не были размещены отчеты об исполнении 2-х государственных контрактов на сумму 52,4 млн рублей.
Коллегия приняла решение направить представление в Минспорт России, обращение – в Генпрокуратуру и уведомление о применении бюджетных мер принуждения — в Минфин России. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.
Справочно:
*Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7.
** По направлению «Массовый спорт» предусматривалось строительство 1 467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок, а также строительство 1 000 спортивных центров на основе долевого финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. По направлению «Спорт высших достижений» предусматривалось строительство и реконструкция 41 спортивного комплекса. Общий объем финансирования Программы составлял 106,7 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 53,6 млрд. рублей.
*** 2 крытых футбольных манеже (г. Пермь, г. Саранск);
4 футбольных поля (Смоленская область, Республика Дагестан, Мурманская область, Саратовская область);
8 спортивных объектов по направлению «Массовый спорт» (Амурская область, Забайкальский край, Ивановская область (2 объекта), Ленинградская область, Магаданская область (2 объекта), Смоленская область).
Демонтаж начался 16 мая вечером, ночью строители на самосвалах вывозили обломки святыни. На место сноса…
Подразделения группировки войск «Север» уничтожили до 205 боевиков ВСУ и нанесли поражения формированию нацбатальона «Кракен»*…
Второй день визита президента РФ Владимира Путина в Китай начался с возложения цветов к памятнику…
Зеленский рассказал в интервью, что выделенные Киеву американские деньги не попадают на Украину, а сразу…
Помимо открытия двустороннего ЭКСПО, в Харбине также проходит четвертый форум по межрегиональному сотрудничеству. Владимир Путин…
Запорожский фронт. Продолжаются ожесточённые бои в районе населенного пункта Работино. ВС РФ все дальше продвигаются…