В 2016 году законом о федеральном бюджете предусмотрено использование средств Резервного фонда на финансирование дефицита в общем объеме 2 136,9 млрд. рублей. В январе-марте 2016 года средства Резервного фонда не использовались.
Совокупный объем средств ФНБ по состоянию на 1 апреля 2016 года составил 4 947,3 млрд. рублей и уменьшился по сравнению с началом года за счет отрицательной курсовой разницы на 279,9 млрд. рублей (на 1 января 2016 года – 5 227,2 млрд. рублей), или на 5,4%.
На 1 апреля 2016 года доля средств ФНБ, размещенных на счетах в иностранной валюте в Банке России, составляет 66,6%, в иные финансовые активы (субординированные депозиты и депозиты в российских кредитных организациях и во Внешэкономбанке; привилегированные акции кредитных организаций; ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов; долговые обязательства иностранных государств без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности) – 33,4%.
В I квартале 2016 года средства ФНБ не размещались в финансовые активы, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов.
В январе-марте 2016 года инициаторами инвестиционных проектов были использованы средства ФНБ в размере 42,3 млрд. рублей, что составило 9,1% от направленных на финансирование проектов средств ФНБ в сумме 463,2 млрд. рублей. По состоянию на 1 апреля 2016 года доля средств ФНБ, использованных инициаторами проектов на их реализацию, увеличилась с 63,6 % на 1 января 2016 года до 72,8 %.
Наименьшее освоение инициаторами проектов полученных средств ФНБ за период с начала реализации проекта до 1 апреля 2016 года зафиксировано по проектам «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» – 17,8% (8,9 млрд. рублей из 50 млрд. рублей) и «Строительство интегрированного нефтехимического комплекса «Западно-Сибирский нефтехимический комбинат» – 35,5% (42,1 млрд. рублей из 118,6 млрд. рублей).
Доходы от размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в Банке России, зачисленные в 2016 году, составили 15,89 млрд. рублей и 13,19 млрд. рублей, соответственно, что на 34,6 млрд. рублей, или на 68,5%, меньше поступлений в 2015 году (50,48 млрд. рублей) по Резервному фонду и на 22,80 млрд. рублей, или на 63,4%, меньше поступлений в 2015 году (35,99 млрд. рублей) по ФНБ.
Сумма доходов от размещения средств ФНБ на депозиты в рублях во Внешэкономбанке, зачисленных в I квартале 2016 года, составила 2,4 млрд. рублей и по сравнению с аналогичным периодом 2015 года не изменилась.
Общая сумма дохода от средств ФНБ, размещенных в активы, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, в I квартале 2016 года составила 7,27 млрд. рублей, в том числе по ценным бумагам –1,56 млрд. рублей и по субординированным депозитам в российских кредитных организациях – 5,71 млрд. рублей.
В целом, уровень доходов от размещения средств Резервного фонда и ФНБ, полученных в I квартале 2016 года, сложился на относительно невысоком уровне.
По итогам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и оценка эффективности размещения и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в том числе направленных на финансирование инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния» за 2015 год Счетная палата направила письмо в Правительство России с предложением внести изменения в нормативные акты по вопросам размещения средств ФНБ в самоокупаемые инфраструктурные проекты.
Счетная палата предлагала размещать средства ФНБ в ценные бумаги российских эмитентов, которые реализуют самоокупаемые инфраструктурные проекты, с учетом реальной потребности, выделять транши при условии подтверждения использования ранее привлеченных средств, строго соблюдать сроки реализации, которые указаны в паспортах проектов. Также контрольный орган отмечал, что необходимо предусмотреть в нормативных документах положения, обязывающие инициаторов самоокупаемых инфраструктурных проектов заключать с Минфином России соглашения об обратном выкупе ценных бумаг. Что в частности позволит в случае нарушения ими установленных предельных сроков направления привлеченных средств ФНБ на финансирование проектов возвращать неиспользованные средства ФНБ обратно в бюджет.
По результатам его рассмотрения Правительством России было дано поручение Минфину России и Минэкономразвития России о принятии необходимых мер.
Минфин России проинформировал о том, что им подготовлены проекты постановлений Правительства России о внесении в ряд актов Правительства России изменений, направленных на создание правовых оснований для решения следующих задач:
а) в постановление Правительства России от 19 января 2008 г. № 18 – в части распространения механизмов контроля за ходом реализации самоокупаемых инфраструктурных проектов, финансируемых по схеме так называемого «сквозного финансирования», т.е. путем размещения средств ФНБ на субординированных депозитах в банках и последующего приобретения последними ценных бумаг российских эмитентов, связанных с реализацией Проектов, а также изъятия средств ФНБ, инвестированных в Проекты, в случае несоблюдения инициаторами Проектов сроков их освоения;
б) в постановление Правительства России от 5 ноября 2013 г. № 990 – в части предоставления новых средств из ФНБ на финансирование Проектов лишь при условии использования инициаторами этих Проектов ранее выделенных средств ФНБ, а также изъятия средств ФНБ, инвестированных в Проекты, в случае несоблюдения инициаторами Проектов сроков их освоения;
в) в постановление Правительства России от 5 ноября 2013 г. № 991 – в части отражения в паспорте Проекта периодов выборки средств ФНБ и предельных сроков направления привлеченных средств ФНБ на финансирование Проекта.
Данные проекты постановлений прошли процедуру общественного обсуждения и независимую антикоррупционную экспертизу на официальном сайте regulation.gov.ru в сети «Интернет» (за периоды общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы замечания по проектам в Минфин России не поступали).
Изменения в постановление Правительства России от 19 января 2008 г. № 18 согласованы Минэкономразвития России. На проекты постановлений о внесении изменений в постановления Правительства России от 5 ноября 2013 г. № 990 и от 5 ноября 2013 г. № 991 Минэкономразвития России направило в Минфин России замечания.
По завершении согласования с Минэкономразвития России и получении заключений Минюста России проекты указанных постановлений будут внесены Минфином России в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
Отчет о промежуточных результатах проверки направлен в Палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
На Херсонском участке усилилась работа нашей авиации. ВСУ отвечают дронами, ночами запускают Бабу Ягу и…
Сегодня Курская область неоднократно подвергалась атакам со стороны Украины, написал Роман Старовойт в своем телеграм-канале.…
Спецоперация, 1 мая. Главное: Шойгу провел совещание в штабе Объединенной группировки войск, заслушал доклады по обстановке…
Роман Бусаргин сообщил об этом в своем ТК: Саратовская делегация заняла 1 место в общекомандном…
Зеленский планирует сместить министра обороны Умерова и поставить его на пост руководителя министерства инфраструктуры. Как…
С 28 апреля по 5 мая в Москве пройдёт благотворительный фестиваль «Пасхальный дар». Он будет…