Власть

Верховный Суд указал, когда страховщик оплатит новые детали для авто

Мужчина после аварии обратился в страховую компанию, чтобы та отправила его машину на ремонт, который провести так и не удалось. Первая СТО не понравилась самому клиенту, а во второй исправлять авто отказались мастера. Тогда страховщик просто выплатил пострадавшему деньги. Правда, эта сумма не покрывала все затраты на ремонт иномарки. Автовладельцу пришлось в судебном порядке добиваться доплаты. Получилось это сделать не сразу.
До недавнего времени страховые компании могли выбирать более выгодный для себя сценарий после автоаварий: если авто клиента новое, то ремонтировали, если старое и ставить новые детали дорого, то отказывались направлять машину на СТО и выплачивали ее владельцу деньги, рассказывает управляющий партнер ЮФ Кирьяк и Партнеры Семен Кирьяк. При этом такая выплата не всегда позволяла сделать ремонт полностью, добавляет эксперт.

Недооценили ущерб
В последние годы Верховный суд стал бороться с подобной практикой (дела № 86-КГ20-8-К2 и № 45-КГ20-26-К7), что и продемонстрировал снова в споре Сергея Долинина. В его «Форд Фокус» врезалась Анна Погодаева на «Форде Мондео». Женщину признали виновной в аварии. А пострадавший обратился в «Росгосстрах» с заявлением о наступлении страхового случая. Страховщик выдал ему направление на ремонт. На первую СТО Долинин не поехал, пожаловавшись на низкое качество их работы, а на второй мастера сами отказались исправлять «Фокус». Узнав об этом, «Росгосстрах» поменял свое решение и просто рассчитался с клиентом деньгами, перечислив жертве ДТП 65 600 руб.

Пострадавший посчитал такую сумму заниженной и заказал независимое исследование в ООО «Верхнекамский центр экспертизы и оценки». Специалисты установили, что стоимость восстановительного ремонта авто составляет без учета износа деталей 125 500 руб., а с учетом — 89 900 руб.

Тогда Долинин отправил претензию в «Росгосстрах» с требованием доплатить ему 59 900 руб. (125 500 – 65 600), но безрезультатно. После этого водитель пошел в суд. Первая инстанция его требования удовлетворила. Апелляция с таким выводом не согласилась и постановила выплатить истцу средства на ремонт с учетом износа деталей: 24 300 руб. (89 900 – 65 600). Пермский краевой суд обратил внимание на то, что этот подход обеспечит баланс экономических интересов всех участников спора и сохранит доступную цену на полис ОСАГО. Кассация поддержала решение апелляционной инстанции.

Владелец «Форда» пожаловался в Верховный суд, который сразу обратил внимание на то, что в таких ситуациях при восстановительном ремонте стоимость деталей рассчитывается без учета их износа (п. 59 Постановления ВС от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об ОСАГО»). СТО должны использовать только новые детали по общему правилу.

Если мастера не смогли исправить машину или отказались по каким-то причинам это делать, то всю ответственность за случившееся несет страховщик, выдававший направление к ним, пояснили судьи ВС. В том случае когда страховая компания не смогла должным образом организовать ремонт машины, фирма должна полностью расплатиться за убытки, которые понес из-за этого автовладелец.

Судебная коллегия ВС подчеркнула, что в рассматриваемой ситуации суды не нашли обстоятельств, дающих страховщику право на замену формы страхового возмещения с ремонта на выплату денег (дело № 44-КГ21-13-К7).

Исключения, когда страховщик вместо ремонта машины платит ее владельцу деньги:
• Полная гибель авто.

• Смерть потерпевшего.

• Потерпевший сильно пострадал в аварии и просит выплатить деньги.

• Цена ремонта превышает максимальный размер страхового возмещения (400 000 руб.).

• Страховщик и потерпевший заранее договорились на такой расчет.

Источник: п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО

Учитывая перечисленные обстоятельства, «тройка» судей под председательством Александра Киселева отменила акты апелляции и кассации, отправив дело на новое рассмотрение обратно в Пермский крайсуд [пока еще не рассмотрено. — Прим. Право.ru].

Эксперты: ВС закрепил подход о приоритете ремонта авто вместо выплат
По словам адвоката АБ S&K S&K Вертикаль Яны Платициной, ВС выработал обоснованную правовую позицию, направленную на защиту интересов автовладельцев в спорах со страховщиками, которые, как правило, намеренно занижают размер возмещения при наступлении страхового случая.

Пострадавший, как и любой другой страхователь в аналогичной ситуации, вправе добиваться получения от страховщика стоимости восстановительного ремонта в полном размере, невзирая на то, в каком состоянии находилась машина на момент ДТП, добавила эксперт.

Таким образом, ВС последовательно настаивает на исполнении общего правила: приоритетным способом является ремонт, поскольку он позволяет полностью восстановить состояние авто, резюмирует Кирьяк.

Свежее

СБУ задержала двух офицеров управления госохраны Украины, которые якобы покушались на жизнь Зеленского

По данным Readovka, Владимир Зеленский тяготит уже не только западных коллег, но и своих же…

5 минут назад

Россия и Абхазия подписали соглашение об избежании двойного налогообложения

Протокол устанавливает единые ставки налога на доходы в виде дивидендов и роялти — 10%. Ставка…

14 минут назад

Сегодня в России празднуется День радио

Александр Хинштейн рассказал об этом в своем ТК: Сегодня в России празднуется День радио. 129…

31 минута назад

Сергей Собянин поздравил Владимира Путина с вступлением в должность Президента Российской Федерации

Сергей Собянин: Поздравляю Владимира Владимировича Путина с вступлением в должность Президента Российской Федерации. С его…

35 минут назад

Брифинг Министерства обороны России: данные о ходе спецоперации на 7 мая

Новые данные о ходе специальной военной операции на сегодня, 7 мая сообщили в сводке Министерства…

37 минут назад

Основное из нового брифинга Минобороны России 7 мая 2024 года. Коротко

Главное из нового брифинга Минобороны России: ВС РФ отразили контратаку ВСУ в районе Очеретина в…

43 минуты назад