Категории: Власть

Основные результаты работы Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2012–2017 годы

Общий показатель смертности с 2012 по 2017 год сократился на 6,8% и составил, по предварительным данным, 12,4 случая на 1000 человек населения (2012 год – 13,3).

За 2012–2017 годы наблюдалось снижение смертности от большинства причин, в том числе:

— болезни системы кровообращения – на 20,7% (с 737,1 до 584,7 на 100 тысяч человек населения);

— туберкулёз – на 50,4% (с 12,5 до 6,2 на 100 тысяч человек населения);

— болезни органов дыхания – на 16,4% (с 49,4 до 41,3 на 100 тысяч человек населения);

— от новообразований – на 3,1% (с 203,1 до 196,9 на 100 тысяч человек населения).

— внешние причины – на 30,1% (с 135,3 до 94,6 на 100 тысяч человек населения), из них: ДТП – на 29,9% (c 14,4 до 10,1 на 100 тысяч человек населения).

Отмечалась положительная динамика следующих показателей:

— младенческая смертность – снижение на 34,9% (с 8,6 до, по предварительным данным, 5,6 на 1 тысячу родившихся живыми);

— материнская смертность – снижение на 36,5% (с 11,5 до, по предварительным данным, 7,3 на 100 тысяч родившихся живыми);

— смертность детей в возрасте 0–17 лет – снижение на 39,4% (с 98,7 до, по предварительным данным, 59,8 на 100 тысяч человек населения соответствующего возраста);

— смертность населения трудоспособного возраста – снижение на 15,8% (с 575,7 до, по предварительным данным, 484,5 на 100 тысяч человек населения соответствующего возраста);

— ожидаемая продолжительность жизни при рождении – рост для всего населения на 2,46 года (с 70,24 до 72,70 года); мужчины – на 2,95 года (с 64,56 до 67,51 года); женщины – на 1,78 года (с 75,86 до 77,64 года). Сократилась разница в ожидаемой продолжительности жизни у мужчин и женщин (с 11,30 до 10,13 года). В начале реализации демографической программы этот показатель составлял 68 лет. За 2007–2017 годы продолжительность жизни увеличилась на 5,09 года.

С 2012 по 2017 год в России родились 11,3 миллиона детей. Это на 2,6 миллиона родившихся (на 29,9%) больше, чем за период 2007–2011 годов.

Суммарный коэффициент рождаемости увеличился с 1,69 в 2012 году до 1,78 в 2015 году. По этому показателю Россия обгоняла многие развитые страны.

В 2017 году важные демографические показатели ухудшились, что является следствием демографического провала 90-х годов XX века.

В январе – декабре 2017 года родились 1689,9 тысячи детей, что на 203,4 тысячи (на 10,9%) меньше, чем за аналогичный период 2016 года. По предварительной оценке, суммарный коэффициент рождаемости в 2017 году составит 1,62 ребёнка (2016 год – 1,76).

В конце 2017 года были приняты важнейшие решения по стимулированию рождаемости.

С 1 января 2018 года софинансирование за счёт федерального бюджета расходных обязательств субъектов Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, осуществляется в отношении тех субъектов Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и в которых величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.

Правительством утверждён перечень регионов, которые в 2018 году будут получать софинансирование из федерального бюджета на ежемесячные денежные выплаты на третьего ребёнка или последующих детей. В перечень на 2018 год включены 60 субъектов.

Изменение критерия участия регионов в программе софинансирования из федерального бюджета ежемесячной денежной выплаты на третьего ребёнка или последующих детей позволило продолжить софинансирование из федерального бюджета указанной выплаты в четырёх субъектах Федерации (Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Камчатский край и Хабаровский край), а также дополнительно включить в этот перечень ещё 10 субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия – Алания, Удмуртская Республика, Пермский край, Астраханская область, Иркутская область, Омская область, Свердловская область, Челябинская область).

Приняты федеральные законы, предусматривающие:

— продление действия программы материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2021 года;

— предоставление права направлять средства материнского (семейного) капитала на получение дошкольного образования ребёнком, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, не дожидаясь достижения им трёхлетнего возраста;

— предоставление семьям, среднедушевой доход которых не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Федерации, ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и ежемесячных выплат в связи с рождением второго ребёнка за счёт средств материнского (семейного) капитала.

Для повышения доступности жилья для семей с детьми Правительством утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретённым) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей. Субсидирование ставки ипотечного кредита (займа) до уровня 6% осуществляется при рождении с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года второго ребёнка в течение трёх лет и пяти лет при рождении третьего ребёнка у заёмщиков, которые возьмут кредит или рефинансируют действующий кредит на покупку жилья на первичном рынке.

Охрана здоровья матери и ребёнка. Ранняя помощь

За 6 лет показатель младенческой смертности в России снизился на 34,9% – с 8,6 в 2012 году до, по предварительным данным, 5,6 случаев на 1 тысячу родившихся живыми в 2017 году.

Снижаются показатели смертности детей до 5 лет – с 10,6 в 2012 году до 6,9 на 1 тысячу родившихся живыми в 2017 году (на 34,9%) и смертности детей от 0 до 17 лет – с 98,7 на 100 тысяч детей в 2012 году до 59,8 в 2017 году (на 39,4%).

Показатель материнской смертности в последние годы стабильно снижается. За 12 месяцев 2017 года этот показатель составил 7,3 на 100 тысяч родившихся живыми.

За период 2015–2017 годов введены в эксплуатацию и получили лицензии на осуществление медицинской деятельности 22 перинатальных центра в 21 субъекте Федерации: в 2015 году – в Нижегородской области (Дзержинск); в 2016 году – 10 перинатальных центров (республики Башкортостан и Татарстан, Алтайский и Ставропольский края, Белгородская, Калужская, Липецкая, Самарская, Оренбургская и Челябинская области);

в 2017 году – 11 перинатальных центров (республики Дагестан, Ингушетия, Хакасия, Кабардино-Балкарская Республика, Красноярский край (Ачинск), Брянская, Московская (Наро-Фоминск, Коломна), Пензенская, Сахалинская и Тамбовская области).

С 2013 года во всех субъектах Федерации начато проведение профилактических медицинских осмотров детей по новому алгоритму.

В 2016 году Правительством впервые утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция), а также план по её реализации.

Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты). Концепцией определён круг детей, которым предлагается оказывать раннюю помощь. Услуги в формате ранней помощи предполагают работу мультидисциплинарной команды (врачи, социальные работники, педагоги, психологи) и последующее поддержание контакта с семьёй и ребёнком (сопровождение).

В результате реализации концепции ранняя помощь станет начальным звеном в процессе абилитации и реабилитации детей с серьёзными заболеваниями, когда у детей только формируются основные навыки, что позволит сделать помощь более эффективной. Поддержка семьи и нормализация жизни, понимание реального жизненного маршрута ребёнка приведут к уменьшению числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Совершенствуется организация медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе усыновлённым (удочерённым), принятым под опеку (попечительство), в приёмную или патронатную семью. Охват диспансеризацией этих категорий детей составляет более 95%.

Здоровый образ жизни

В России наблюдается сокращение потребления алкоголя и табака. В значительной степени это происходит благодаря принятию антитабачного законодательства, профилактике алкоголизма, популяризации культуры здорового питания, созданию условий для развития массовой физкультуры и спорта.

23 февраля 2013 года был принят Федеральный закон №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», направленный на сокращение потребления табака, предупреждение возникновения заболеваний, связанных с потреблением табака, а также на снижение уровня курения среди взрослого населения.

По данным Минздрава России, потребление табака среди взрослого населения снизилось на 18% (с 37,1% в 2013 году до 30,5% в 2017 году).

Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения, опубликованному 19 июля 2017 года, распространённость потребления табака (курения сигарет) среди взрослого населения снизилась в России с 39,4% в 2009 году до 29% (с 60,7% до 45% – среди мужчин и с 21,7% до 15% – среди женщин) в 2017 году.

В целях достижения положительных результатов по снижению потребления алкоголя и табака, популяризации правильного питания, а также профилактике йододефицита протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждён приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни».

За 6 лет доля регулярно занимающихся спортом граждан России возросла более чем в 1,5 раза.

В 2012 году регулярно занимались спортом 22,5% населения (32,2 миллиона человек), в 2016 году – 34,2% (46,7 миллиона человек), в 2017 году значение показателя составляет не менее 36,8% (почти 50 миллионов человек).

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в экономически развитых странах составляет не менее 40%.

Среди учащихся и студентов индикатор также вырос в 1,5 раза: с 47% в 2012 году до 76,8% в 2017 году.

Возросший запрос на занятия спортом отражает общий процесс изменения ценностей в обществе – повышение внимания россиян к сохранению здоровья, благополучия, самореализации и презентации своего образа в публичном пространстве. Принципиальный момент связан с усилением чувства ответственности за собственное будущее и будущее страны.

Запрос россиян на занятия спортом стимулировал развитие социальной инфраструктуры и благоустройство городских территорий. Политика по созданию спортивных объектов позволила в том числе ответить на вызовы по улучшению качества жизни в стране.

В 2012–2017 годах построено и реконструировано около 80 тыс. объектов спорта (с учётом объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом). Существенно повышена доступность и безопасность спорта, в том числе для инвалидов. Обеспеченность населения объектами спорта возросла почти вдвое и составляет около 48% от нормативной потребности.

Увеличились аудитория спорта и количество соревнований. Открылись новые спортивные школы. Получили развитие новые виды спорта и физической активности. Создано около 50 тыс. новых рабочих мест (численность штатных специалистов в спортивной отрасли: 2012 год – 321 тысяча, 2017 год – 370 тысяч). Контингент спортивных школ составляет 3,3 миллиона детей.

Ежегодно с привлечением средств федерального бюджета проводится порядка 260 массовых физкультурных мероприятий (более 22 миллионов участников в 2017 году), включая 140 соревнований для детей и молодёжи. Популярными становятся также массовые соревнования, организуемые с привлечением спонсоров и уплатой взносов самими участниками.

Общее число зарегистрированных участников комплекса ГТО составляет свыше 7 миллионов человек (в 2016 году – 3,7 миллиона человек). К выполнению испытаний (тестов) приступило более 2,8 миллиона человек. Общее число выполнивших нормативы испытаний на знак отличия в 2017 году составило около 1,2 миллиона человек (в 2016 году этот показатель составлял 417 тысяч человек).

При поступлении в вузы дополнительными баллами воспользовались около 18 тысяч абитуриентов – обладателей золотых знаков комплекса ГТО.

В субъектах Федерации функционирует около 2,5 тыс. центров тестирования комплекса ГТО. Разработана и введена в эксплуатацию Всероссийская электронная база данных комплекса ГТО и интернет-портал (в среднем 80 тыс. обращений в сутки). Набирает популярность официальное мобильное приложение комплекса ГТО, которое позволяет отслеживать внесение результатов в личные кабинеты и ход участия в выполнении нормативов в режиме реального времени.

Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование

Общий показатель смертности с 2012 по 2017 год сократился на 6,8% и составил, по предварительным данным, 12,4 случая на 1000 человек населения (2012 год – 13,3).

За 2012–2017 годы наблюдалось снижение смертности от большинства причин, в том числе:

— болезни системы кровообращения – на 20,7% (с 737,1 до 584,7 на 100 тысяч человек населения);

— туберкулёз – на 50,4% (с 12,5 до 6,2 на 100 тысяч человек населения);

— болезни органов дыхания – на 16,4% (с 49,4 до 41,3 на 100 тысяч человек населения);

— от новообразований – на 3,1% (с 203,1 до 196,9 на 100 тысяч человек населения).

— внешние причины – на 30,1% (с 135,3 до 94,6 на 100 тысяч человек населения), из них: ДТП – на 29,9% (c 14,4 до 10,1 на 100 тысяч человек населения).

Отмечалась положительная динамика следующих показателей:

— младенческая смертность – снижение на 34,9% (с 8,6 до, по предварительным данным, 5,6 на 1 тысячу родившихся живыми);

— материнская смертность – снижение на 36,5% (с 11,5 до, по предварительным данным, 7,3 на 100 тысяч родившихся живыми);

— смертность детей в возрасте 0–17 лет – снижение на 39,4% (с 98,7 до, по предварительным данным, 59,8 на 100 тысяч человек населения соответствующего возраста);

— смертность населения трудоспособного возраста – снижение на 15,8% (с 575,7 до, по предварительным данным, 484,5 на 100 тысяч человек населения соответствующего возраста);

— ожидаемая продолжительность жизни при рождении – рост для всего населения на 2,46 года (с 70,24 до 72,70 года); мужчины – на 2,95 года (с 64,56 до 67,51 года); женщины – на 1,78 года (с 75,86 до 77,64 года). Сократилась разница в ожидаемой продолжительности жизни у мужчин и женщин (с 11,30 до 10,13 года). В начале реализации демографической программы этот показатель составлял 68 лет. За 2007–2017 годы продолжительность жизни увеличилась на 5,09 года.

За 6 лет введено в эксплуатацию 136 новых и реконструированных крупных объектов здравоохранения.

В 2012 году функционировало 84 региональных сосудистых центра и 202 первичных сосудистых отделения. К 2016 году число сосудистых центров достигло 128 (рост на 52,4%), количество сосудистых отделений – 415 (рост в 2,1 раза).

Основным положительным результатом в оказании онкологической помощи населению является снижение показателя одногодичной летальности и рост показателя пятилетней выживаемости. Одногодичная летальность при онкологических заболеваниях в 2017 году по сравнению с 2012 годом снизилась с 26,1 до 22,1%. Пятилетняя выживаемость за период с 2012 по 2016 год выросла с 51,1 до 53,3%.

Создана и внедрена система оперативного мониторинга показателей смертности от основных причин в субъектах Федерации.

Приняты порядки оказания медицинской помощи по основным профилям.

Сформирована система контроля качества оказания медицинской помощи.

Сформирована база клинических рекомендаций.

Организована и реализуется система оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации.

Выстроена система оказания медицинской помощи больным туберкулёзом, позволившая кардинально снизить заболеваемость и смертность от туберкулёза.

Внедрены регистры больных ВИЧ-инфекцией и больных туберкулёзом.

Создана и развивается система трансплантации органов и тканей.

Внедрена система диспансеризации и профилактических осмотров.

С 2013 года ежегодно проходят диспансеризацию более 20 миллионов человек.

Реализуется проект «Бережливая поликлиника».

Изменена организационно-финансовая модель оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), позволившая обеспечить увеличение объёмов её оказания с 2012 года более чем в 2 раза – почти до 1 миллиона пациентов в 2017 году. При этом количество медицинских организаций, оказывающих ВМП в 2017 году, увеличилось с 342 до 1005.

В 2016 году осуществлено обновление парка санитарного автотранспорта с высокой степенью износа. На 37% обновлён автопарк автомобилей скорой медицинской помощи класса В со сроком эксплуатации свыше пяти лет и на 19% – класса С. В 2017 году продолжено обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи, составившее 30% автомобилей скорой медицинской помощи класса В.

В 2012 году доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до пациента менее 20 минут составляла 81,1%, в 2013 году – 83%, в 2014 году – 85,5%, в 2015 году – 87%, в 2016 году – 88,3%, в 2017 году, по предварительным данным, – 89,3%. Достигнутые значения соответствуют значениям целевых показателей, установленных распоряжением Правительства от 28 декабря 2012 года №2599-р.

За последние годы существенно выросло использование санитарной авиации. Для межрегиональных медицинских эвакуаций, а также медицинских эвакуаций в федеральные медицинские организации задействована авиация МЧС России (вертолёты, самолёты) и ФМБА России (самолёт с встроенным медицинским оборудованием). Медицинская эвакуация осуществляется различными типами воздушных судов как отечественного, так и иностранного производства. В 70% случаев вылеты выполняются вертолётами.

Значение целевого показателя приоритетного проекта «доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток» составило 74,6%.

В 34 субъектах Федерации, входящих в Дальневосточный, Уральский, Сибирский федеральные округа, построены или реконструированы 38 вертолётных площадок при медицинских организациях или в 15 минутах доезда на скорой.

В течение шести лет в системе здравоохранения создавалась единая государственная информационная система, в том числе телемедицинская система, система электронного документооборота и ведения медицинских карт пациентов в электронном виде, ведения различных регистров, предоставления услуг в электронном виде.

С 2015 по 2017 год количество медицинских организаций (структурных подразделений) субъектов Федерации, которые используют медицинские информационные системы при оказании медицинской помощи и ведут электронные медицинские карты, увеличилось с 2 тыс. до 11 тыс., а количество автоматизированных рабочих мест медицинских работников, подключённых к медицинским информационным системам, увеличилось с 300 тыс. до 500 тыс.

С 2016 года формируется вертикально интегрированная телемедицинская система, обеспечивающая взаимодействие национальных медицинских исследовательских центров с региональными медицинскими организациями в целях непрерывной методологической поддержки, проведения консилиумов по сложным случаям заболеваний, телемедицинских консультаций и образовательных сессий. Приказом Минздрава России от 30 ноября 2017 года №965н утверждён порядок оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий.

В целом сформирована нормативная правовая и методическая база реализации проектов государственно-частного партнёрства в здравоохранении. Приняты Федеральный закон от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) и Федеральный закон от 13 июля 2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №224-ФЗ), а также подзаконные правовые акты.

C 2015 года ежегодно проводится конкурс «Лучший проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении», по итогам которого выявляются лучшие практики применения механизмов государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения. Количество проектов, особенно концессий, в сфере здравоохранения неуклонно увеличивается. Здравоохранение является лидером в социальной сфере по количеству инициированных и реализуемых инвестиционных проектов на принципах ГЧП. На различных этапах реализации находится около 120 проектов (от стадии подготовки до стадии эксплуатации), в которых инвестор участвует не только в создании объекта, но и в его последующей эксплуатации. На различных этапах подготовки находится ещё 31 инвестиционный проект.

С 2013 года все субъекты Федерации реализуют кадровые программы, направленные на повышение квалификации медицинских работников, подготовку медицинских кадров по наиболее дефицитным специальностям, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, повышение престижа медицинской профессии, а также меры социальной поддержки.

Реализация региональных кадровых программ позволила сократить дефицит врачей в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (за исключением шести субъектов Федерации), частично устранить кадровый дисбаланс в отрасли, создать условия для планомерного роста профессиональных знаний и умений медицинских работников.

В целях повышения доступности медицинской помощи сельскому населению и укомплектованности медорганизаций в сельской местности в течение шести лет осуществлялись единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей медицинским работникам с высшим образованием и прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа и заключившим трудовой договор сроком на пять лет. За 2012–2017 годы фактическая численность участников программы составила 28 968 человек. Наибольшее число участников программы за весь период реализации отмечается в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, республиках Башкортостан, Дагестан и Бурятия, Московской области, наименьшее – в Магаданской, Мурманской, Сахалинской, Калининградской областях, Еврейской автономной области, Ненецком и Чукотском автономных округах.

В 2013 году начался пилотный проект по внедрению новых принципов непрерывного профессионального образования. Структурные преобразования системы дополнительного профессионального образования врачей и провизоров направлены на её адаптацию к увеличению на фармацевтическом рынке числа высокоэффективных лекарственных препаратов, появлению высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний, развитию информационно-коммуникационных технологий, внедрению клинических рекомендаций в практическую деятельность врачей.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2012–2017 годах осуществлялось поэтапное включение в систему ОМС видов медицинской помощи, ранее в неё не входивших. Например, в ОМС погружены скорая медицинская помощь, экстракорпоральное оплодотворение, высокотехнологичная медицинская помощь. Осуществлён переход на полный тариф оплаты медицинской помощи.

По данным Федерального казначейства, за прошедшие 6 лет произошёл рост финансового обеспечения здравоохранения суммарно за счёт всех источников финансирования – в 1,3 раза (с 2283,3 млрд рублей в 2012 году до 2957,9 млрд рублей в 2017 году), в том числе за счёт средств ОМС — более чем в 1,7 раза (с 931,4 млрд рублей в 2012 году до 1654,3 млрд рублей в 2017 году).

Стоимость программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (без учёта средств федерального бюджета) увеличилась с 1307 млрд рублей в 2012 году до 2141,4 млрд рублей в 2017 году.

Подушевые нормативы из расчёта на одно застрахованное лицо в рамках программы государственных гарантий увеличились с 7633,4 рубля в 2012 году до 12 384,6 рубля в 2017 году.

По информации Федерального фонда обязательного медицинского страхования, доля частных медицинских компаний, оказывающих услуги по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), за 6 лет выросла более чем в 2,5 раза – с 1029 частных медицинских компаний (12,7% от общего числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС) в 2012 году до 2746 (29,97%) в 2017 году.

Оборот лекарств, медицинских изделий и субстанций

Федеральным законом от 22 декабря 2014 года №429-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон №429-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон №61-ФЗ, нацеленные на совершенствование регулирования доступа новых лекарственных препаратов на рынок, в том числе:

— оптимизированы процедуры регистрации лекарственных препаратов на основе разделения процедуры регистрации и процедуры получения разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата;

— предусмотрена возможность проведения ускоренной процедуры регистрации для отдельных лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты для педиатрии и орфанные лекарственные препараты;

— гармонизированы нормы в соответствии с международным законодательством по надлежащим практикам доклинических и клинических исследований, формированию регистрационного досье, фармаконадзору и др.;

— устранены пробелы в области терминологии и процедурных вопросов регистрации биологических лекарственных препаратов и биоаналогов, референтного лекарственного препарата, установления взаимозаменяемости лекарственных препаратов.

Эти изменения в нормативно-правовом регулировании сферы обращения лекарственных средств позволили установить в России один из самых коротких в международной практике сроков экспертизы лекарственного препарата для оценки его качества, эффективности и отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата. Сегодня этот срок в России составляет 110 рабочих дней (около 5 месяцев). Для сравнения: аналогичный срок от подачи заявления (с результатами клинических исследований) до завершения экспертизы Комитетом по лекарственным препаратам Европейского медицинского агентства составляет около 7 месяцев, в США – около 10 месяцев.

Во исполнение Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года в части совершенствования порядков формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения принято постановление Правительства от 28 августа 2014 года №871 «Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Распоряжением Правительства от 30 декабря 2014 года №2782-р утверждён перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – перечень ЖНВЛП) на 2015 год, в который было включено 50 новых позиций международных непатентованных наименований лекарственных препаратов.

Перечень ЖНВЛП на 2016 год был утверждён распоряжением Правительства от 26 декабря 2015 года №2724-р и расширен ещё на 46 новых позиций.

Во исполнение поручения Президента России от 10 августа 2016 года №Пр-1567 проводилась работа по нормативному правовому регулированию вопроса создания информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Важным шагом в области регулирования оборота наркотических и психотропных лекарственных препаратов и обеспечения граждан современными наркотическими и психотропными лекарственными препаратами при оказании помощи в стационарных и амбулаторных условиях стала разработка и принятие плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности наркотических средств и психотропных веществ для использования в медицинских целях» (утверждён распоряжением Правительства от 1 июля 2016 года №1403-р).

В целях реализации Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года ратифицировано Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 31 января 2016 года №4-ФЗ).

Совершенствуются механизмы контроля в сфере обращения лекарственных средств в части проверки их соответствия установленным требованиям к качеству. Доля изъятых из обращения лекарственных средств, не отвечающих установленным требованиям по качеству, в 2016 году составила 0,81% (2015 год – 0,9%, 2014 год – 0,5%, 2013 год – 0,6%). В результате ужесточения ответственности отмечено снижение количества выявленных наименований незарегистрированных медицинских изделий – 320 наименований в 2016 году (388 наименований в 2015 году).

В период с 2012 года проводится активная работа по пересмотру, развитию и совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения и их последующую регистрацию, одним из первых результатов которой стало принятие поправок в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон №61-ФЗ), внесённых Федеральным законом от 25 ноября 2013 года №317-ФЗ. Поправками уточнён порядок осуществления экспертного запроса необходимых недостающих материалов и введён механизм приостановления регистрационных процедур в случае необходимости запроса недостающих материалов взамен ранее существовавшей практики отказов в регистрации.

В результате число отказов в государственной регистрации лекарственных препаратов сократилось более чем в 4 раза (с 53% в 2012 году до 12% в 2016 году), что увеличивает доступность лекарственных препаратов, соответствующих установленным требованиям, а также позволяет ускорить вывод новых лекарственных препаратов в обращение.

Во исполнение поручения Президента России от 10 августа 2016 года №Пр-1567 создана информационно-аналитическая система мониторинга и контроля в сфере госзакупок лекарственных препаратов. Обеспечено проведение анализа закупок лекарственных препаратов, расчёт референтных цен по сведениям о государственных контрактах и отклонения от них. В 2017 году системой обработано свыше 157 тыс. контрактов на закупку лекарственных препаратов на сумму более 131 млрд рублей.

В целях обеспечения эффективного контроля качества лекарственных препаратов, находящихся в обращении, и борьбы с их фальсификацией поэтапно внедряется автоматизированная система мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки (кодификации) и идентификации упаковок.

Медицинские технологии, наука, инновации

1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 года №180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах».

Заложенные в законе нормы позволят решить ряд целевых задач, связанных с реализацией Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года №2580-р.

В России идёт создание необходимых условий для развития новой индустрии – регенеративной медицины.

В декабре 2012 года утверждена Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации до 2025 года.

В России сформирована сеть из 22 национальных медицинских исследовательских (научно-практических) центров для осуществления организационно-методической и научно-методической деятельности по соответствующему профилю оказания медицинской помощи, включая разработку новых методов оказания медицинской помощи.

Принято решение о строительстве на острове Русский первого на Дальнем Востоке Центра ядерной медицины, в котором будут отделения радионуклидной диагностики и радионуклидной терапии. Центр сможет ежегодно оказывать 6 тыс. услуг позитронно-эмиссионной томографии, совмещённой с компьютерной томографией, 6 тыс. услуг однофотонной эмиссионной компьютерной томографии и 300 услуг в системной радионуклидной терапии.

В 2015 году утверждён план мероприятий («дорожная карта») «Развитие центров ядерной медицины» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года №2144-р).

«Дорожная карта» направлена на создание благоприятных условий для повышения доступности и улучшения качества диагностики и лечения социально значимых заболеваний с использованием технологий ядерной медицины и диагностики путём развития соответствующей инфраструктуры, производства радиофармацевтических лекарственных препаратов.

Проведён анализ данных о потребности населения в оказании медицинской помощи с использованием метода протонной терапии и расчёт потребности населения страны в медицинской помощи с использованием позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). На основе результатов этого разработана схема расположения циклотронов и ПЭТ-томографов в субъектах Федерации.

Ядерная медицина в России активно развивается. На базе НИИ технической физики и автоматизации в Москве, в Снежинске в циклотронно-радиохимическом комплексе развёрнуто производство радиофармпрепаратов. АО «НИФХИ им. Л.Я.Карпова» совместно с Ленинградской атомной станцией занимается производством йода с использованием промышленного энергетического реактора. В Димитровграде в НИИ атомных реакторов производится молибден-99, который обеспечивает проведение 80% диагностических процедур в ядерной медицине, а также медицинские изотопы: йод-131, йод-125, вольфрам-188, стронций-89, вольфрам-188 (генератор рения-188), лютеций-177.

Физико-энергетический институт им. А.И.Лейпунского наладил производство микроисточников с изотопом йода-125 (изотоп нарабатывается в АО «ГНЦ НИИАР»). Сейчас эти микроисточники широко используются в Медицинском радиологическом научном центре им. А.Ф.Цыба (Обнинск) для проведения операций по брахитерапии.

Санитарно-эпидемиологическая безопасность

За 6 лет в России разработано и утверждено 544 новых нормативных и методических документов – санэпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

Принятие и вступление в силу в 2012 году Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» позволило увеличить численность населения городских и сельских поселений, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в динамике за 6 лет на 7,5 миллиона человек (3% населения страны). В 2017 году этот показатель составил 133,9 миллиона человек (91,5% населения страны), что привело к сокращению дополнительных случаев смерти с 2014 года на 5,2% (80 тыс. смертей) и случаев заболеваний, ассоциированных с микробным и химическим загрязнением воды, – на 9,6% (150 тыс. заболеваний).

Поддерживается высокий охват прививками в рамках национального календаря профилактических прививок – 97% и более. Это выше рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения уровня – 95%. Оптимизация нормативной методической базы (двукратное за пятилетний период внесение изменений в приказ Минздрава России о национальном календаре профилактических прививок) позволила:

– расширить вакцинацию против кори;

– расширить перечень препаратов для иммунизации детей против полиомиелита;

– обеспечить поддержание статуса страны, свободной от полиомиелита, – за 6 лет в стране не регистрировались случаи полиомиелита, связанные с передачей дикого вируса;

– практически прекратить передачу краснушной инфекции (с 961 случая в 2012 году до 5 случаев заболеваний в 2017 году);

– в условиях эпидемии кори в Европе (увеличение случаев инфекции в 3 раза только за последние 2 года) сократить заболеваемость корью в России в 3 раза (с 2123 случаев в 2012 году до 721 в 2017 году), прекратить внутреннюю передачу инфекции в 2016 году.

Увеличен охват прививками против гриппа – с 17,23% (37,7 млн) в 2012 году до 46% в сезон 2017–2018 годов (66,5 млн), что позволило на фоне неблагополучия по гриппу в Европе снизить уровень заболеваемости гриппом на пике сезона 2016–2017 годов в 2 раза по сравнению с предыдущими сезонами и сократить число летальных случаев от гриппа за весь сезон практически в 20 раз (с 671 в 2016 году до 36 в 2017 году).

В условиях неблагополучия по болезням, общим для человека и животных (рост заболеваемости сельскохозяйственных животных бруцеллёзом, лептоспирозом, формирование очагов бешенства в дикой природе), благодаря системным действиям и оптимизации нормативно-методической базы достигнуто снижение заболеваемости бруцеллёзом среди людей на 18%, бешенством – на 17%, сибирской язвой от единичных очагов в 2012 году – до полного отсутствия заболеваний в 2017 году.

В условиях резкого обострения эпизоотической обстановки на территории Горно-Алтайского природного очага предотвращён вынос возбудителя за его пределы и не допущено формирование очагов среди населения.

Благодаря системно проводимым мероприятиям в условиях расширения ареала клещей на запад и на северные территории за 6 лет заболеваемость клещевым вирусным энцефалитом снизилась в 1,4 раза, клещевым боррелиозом – в 1,3 раза.

На фоне увеличения трансграничного потока российских граждан с 23 миллионов до 26 миллионов в 2017 году и увеличения выявления лиц с инфекционными заболеваниями с 1,5 тысячи в 2012 году до 3 тысячи человек не допущено осложнений эпидемиологической обстановки в условиях эпидемии Эбола (2014–2016 годы), Зика (2015–2017 годы), холеры и других опасных инфекций.

Работа специалистов Роспотребнадзора по ликвидации вспышки Эбола в Гвинее в 2015–2016 годах повысила имидж российской эпидемиологической науки, активизировала российское государственно-частное партнёрство, позволила сформировать пул экспертов Роспотребнадзора, имеющих навыки полевой работы с особо опасными патогенами. Деятельность России по ликвидации вспышки Эбола получила мировое признание и привела к воссозданию Российско-Гвинейского научно-исследовательского центра эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней.

В рамках реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию Россия оказывает помощь зарубежным странам в противодействии угрозам инфекционных болезней и их трансграничного распространения. С 2012 года успешно реализованы 13 проектов. В настоящее время продолжается оказание помощи 10 странам ближнего и дальнего зарубежья в рамках 7 действующих инициатив.

За 6 лет получателями российской помощи в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности стали более 20 государств. Помощь оказана в виде поставок современного лабораторного оборудования (порядка 1,5 тыс. единиц), более десятков тысяч тест-систем и иммунобиологических препаратов российского производства, миллионов доз вакцин, передвижных мобильных лабораторий на базе «ГАЗели» и диагностических комплексов на базе «КамАЗа».

Оказана безвозмездная помощь в подготовке кадров: обучено свыше 2 тысяч иностранных медицинских работников, что позволило сформировать круг специалистов, обладающих опытом работы в лабораториях на российском оборудовании с применением отечественных подходов в диагностике, профилактике инфекционных заболеваний.

За 6 лет со странами-партнёрами заключено более 30 соглашений, меморандумов и договоров о сотрудничестве в сфере борьбы с инфекционными болезнями, борьбы с забытыми тропическими болезнями, в области санитарной охраны территорий.

Укрепился регулярный механизм совещаний глав служб государств – членов ШОС, за счёт которого продвигаются национальные интересы и решаются общие проблемы стран-участниц в части противодействия актуальным угрозам здоровью. Совершенствуется механизм регулярного сотрудничества со странами – участницами БРИКС и Восточноазиатского саммита по вопросам взаимодействия в сфере борьбы с инфекционными заболеваниями.

На территории России проведены масштабные международные мероприятия по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Среди важнейших: заседание Комитета Комиссии «Кодекс Алиментариус» по загрязняющим веществам в пищевых продуктах (2013 год); региональное совещание стран – членов Координационного комитета по Европе Комиссии «Кодекс Алиментариус» (2015 год); совместно с Всемирной организацией здравоохранения совещание учреждений – партнёров Глобальной сети по оповещению о вспышках болезней и ответным действиям в Европейском регионе; совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН – международная конференция «Безопасность пищевой продукции и анализ риска» (2017 год); международная конференция «Глобальные угрозы биологической безопасности: проблемы и решения» (2017 год); встреча старших должностных лиц и экспертов в области общественного здравоохранения стран – участниц Восточноазиатского саммита по вопросам взаимодействия в рамках ВАС в сфере борьбы с инфекционными заболеваниями (2017 год).

Свежее

Сергунина: ВДНХ и Главный ботанический сад представили совместный маршрут по живописным местам

К наступлению весенне-летнего сезона ВДНХ и Главный ботанический сад имени Н.В. Цицина обновили программу длительной…

34 минуты назад

Председатель Саратовской городской Думы прокомментировал выделение средств на реконструкцию Парка Победы

Председатель Саратовской городской Думы шестого созыва Сергей Овсянников напомнил, что в следующем году исполняется 50…

59 минут назад

Сводка на утро 12 мая от ТК БелВПО

На Харьковском направлении:ВС РФ давят в направлении Липцы. Под российский контроль перешли Стрелечья, Красное, Пыльная…

60 минут назад

Следователи провели обыски в офисе ООО «Такси», чей автобус упал в реку в Петербурге

Изъята и изучается документация. Следствие допросило членов руководства компании, диспетчера и иных ответственных лиц. Об…

1 час назад

При освобождении Харьковщины в плен взяты 34 военнослужащих ВСУ

В ходе освобождения населенных пунктов Харьковщины, русская армия взяла в плен 34 военнослужащих ВСУ. В…

1 час назад

Харьковское направление информация на утро 12 мая 2024 г.

ТК Два майора сообщает: По данным ТК Северный Ветер (https://t.me/warriorofnorth) за двое суток освобождены 9…

2 часа назад