В своей правовой позиции российские власти указали на то, что требования российского законодательства в контексте разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации об обязательной регистрации в специальном реестре соответствующих некоммерческих организаций, о предоставлении ими отчетности о деятельности и источниках финансирования, о маркировке выпускаемой продукции, об особом порядке учета расходов и доходов, а также о порядке привлечения нарушителей данных требований законодательства к административной ответственности являются ясными и предсказуемыми и не могут оцениваться как чрезмерные и ограничивающие некоммерческие организации в выборе возможной сферы деятельности.
Обращено внимание на то, что ограничительные нормы в отношении некоммерческих организаций, получающих иностранное финансирование и занимающихся политической деятельностью, присутствуют в законодательстве Европейского Союза, стран Европы, Соединенных Штатов Америки и направлены на обеспечение прозрачности и открытости деятельности таких организаций. Более того, предусмотренные соответствующими национальными законодательствами санкции за нарушение действующих нормативных положений в ряде стран существенно строже в сравнении с теми, которые установлены в Российской Федерации.
Во Франции денежные пожертвования могут быть получены только «ассоциациями, признанными действующими в общественных интересах» и некоторыми «зарегистрированными ассоциациями, предоставляющими помощь, благотворительные услуги либо экспертные оценки в научных или медицинских исследованиях», то есть предусмотрена возможность ограничения доступа ассоциаций к финансированию, чего нет в российском законодательстве о некоммерческих организациях. При этом префектура, ответственная за регистрацию ассоциаций, наделена полномочиями требовать подтверждения источников их финансирования и выдает разрешение на получение иностранной помощи только после проведения проверки. В отчетности ассоциаций должна отражаться полученная ими финансовая помощь из-за рубежа, а их руководители и члены их наблюдательных советов несут персональную уголовную ответственность за правильное расходование средств и за исполнение законов.
В Ирландии в соответствии с Законом «О выборах» 1997 г. «третьим сторонам», в том числе некоммерческим организациям, запрещено получать денежные средства из-за рубежа, когда речь идет об их вовлеченности в политические кампании или выборы. Бельгийское законодательство предусматривает контроль за финансированием некоммерческих организаций (в том числе из-за рубежа), если размер разовой операции превышает 100 тыс. евро. Закон Республики Азербайджан «О неправительственных организациях (общественных объединениях и фондах)» обязывает не только регистрировать саму неправительственную организацию, но и каждый грант, который она получает от иностранного спонсора. В Германии ограничения в иностранном финансировании касаются не только неправительственных организаций, но и торговых компаний, корпораций и частных лиц.
В Соединенных Штатах Америки по Закону «О регистрации иностранных агентов» 1938 г. каждый иностранный агент при первичной регистрации обязан заполнить подробную анкету с описанием договора, указанием его суммы, полной информации о заказчике и самом себе, сведений о сотрудниках и роде деятельности (с приложением соответствующего договора или описанием устной договоренности с заказчиком, учредительных документов и отчета о получении денежных средств), а затем каждые шесть месяцев публично раскрывать свои связи с зарубежными представителями, сообщать о своей деятельности, получении и расходовании средств, а также представлять официальным лицам США копии всех размещенных агентом информационных материалов и писем в течение 48 часов после их публикации или отправки.
Российскими властями также отмечено, что оспариваемые заявителями нормативные положения не предполагают возможности государственного вмешательства в определение предпочтительного содержания и приоритетов деятельности некоммерческих организаций, получающих иностранное финансирование, не означают негативной оценки их деятельности и не препятствуют им свободно изыскивать и получать денежные средства и иное имущество как от иностранных, так и от российских источников, в том числе для их использования в политической деятельности. При регулировании соответствующих правоотношений власти Российской Федерации исходят из презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций и не лишают их права на судебную защиту от любых необоснованных требований контролирующих органов, возлагая бремя доказывания при рассмотрении таких дел в судах на уполномоченные государственные структуры.
Источник: Минюст РФ
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (в части внесения изменений в Положение…
Скашивающая население мобилизация в незалежной ужесточается все больше и больше. На этот раз в пунктах…
Как стало известно SHOT, 37-летняя Анастасия вечером приехала в гости к своему 31-летнему парню Артёму…
Между Государственной жилищной инспекцией региона и ГУ МВД России по Саратовской области в целях пресечения…
Александр Моор сообщил в своем ТК: Ситуация с паводком в Тюменской области на 17 мая.…
За последние пять лет количество компаний и ИП в сфере дизайна в Москве увеличилось на…