Напомним, что Общественная палата Российской Федерации провела экспертизу проекта и отметила, что ряд его положений нуждаются в доработке.
1. По мнению ОП РФ, необходимо законодательно закрепить защиту общественных интересов в качестве одной из целей и задач общественного контроля. В этой связи пункт 1 статьи 5 законопроекта предлагается изложить в следующей редакции:
«1. Общественный контроль осуществляется в целях обеспечения и защиты общественных интересов».
2. Дополнить статью 4 законопроекта следующими пунктами:
«3. Деятельность лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, по осуществлению возложенных на них публичных полномочий соответствует общественным интересам, если она нацелена на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, иных охраняемых Конституцией РФ благ и ценностей.
4.Субъекты общественного контроля осуществляют действия в общественных интересах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественном контроле».
3. Общественная палата Российской Федерации отмечает, что законопроекте отсутствуют положения, определяющие механизм наделения полномочиями общественных контролеров, общественных инспекторов, общественных экспертов и некоммерческих организаций, осуществляющих общественный контроль в соответствии с целями и задачами свой деятельности.
Исходя из этого, предлагается пункты 3 и 4 статьи 3 законопроекта изложить в следующей редакции:
«3. Граждане участвуют в осуществлении общественного контроля в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Процедура их аккредитации в этом статусе определяется соответствующими субъектами общественного контроля.
4. Общественные объединения и иные государственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Общественных объединения и иные некоммерческие организации вправе выступать организаторами общественного контроля в соответствии с профилем своей деятельности на основе процедур их аккредитации Общественной палатой Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации».
По словам Иосифа Дискина, законодательные органы субъектов Российской Федерации в настоящее время готовят заключения по данному закону. «В ряде случаев они обращаются к общественным палатам, которые гораздо лучше понимают, о чем идет речь. Это правда, поскольку мы с вами были инициаторами этого закона. Общественная палата на пленарном заседании трижды обсуждала этот проект. Шло широчайшее общественное обсуждение: все общественные палаты, все общественные советы при федеральных органах представляли свои заключения по этому поводу.
Мы сочли правильным обратиться к вам с тем, чтобы проект заключения Общественной палаты Российской Федерации по данному закону можно было использовать в качестве вашей позиции при взаимодействии с законодательными собраниями субъектов Российской Федерации. Я думаю, что, во-первых, это наиболее квалифицированный подход, во-вторых, это наше с вами общее дело. Именно поэтому мы решили данный вопрос вынести на президиум, и если, президиум нас поддержит, то мы предлагаем продвигать заключение Общественной палаты РФ в качестве совместной, консолидированной позиции Совета общественных палат России, — сообщил Дискин.
Кроме того, член ОП РФ обозначил, что сейчас началась ожесточенная атака на данный закон: «Я хотел бы донести до вас информацию, чтобы вы лучше понимали существо этой атаки, и могли вместе с нами защищать положения этого закона. О чем идет речь? Общественная палата по просьбе президента подготовила проект «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Одновременно с этим велась совместная работа палаты и СПЧ. Я тоже там принимал участие.
Однако там под давлением определенных групп закон стал очень большим, а самое главное там появились нормы, которые потом в ходе согласительной процедуры палаты и СПЧ были убраны. Что же это за нормы? Эти нормы касались заявительного принципа по участию НКО и граждан в процедурах общественного контроля. Согласно этим процедурам, люди себя сами могли назначать участниками контроля. Я неоднократно заявлял, что в этом есть серьезные угрозы. Во-первых, угроза принципам профессионализма. Вторая еще опасней — в структуру общественного контроля может попасть коррупционная и лоббистская направленность», — заявил член ОП РФ.
По мнению Дискина, было бы разумно найти компромисс, согласно которому профильные НКО и граждане имели бы право на аккредитацию при ОП РФ и общественных палата субъектов РФ: «Нам представляется, что это вполне разумный компромисс, обеспечивающий широкий и демократический вход в систему общественного контроля, но при этом, есть гарантия того, что это будет вход для чистки. Палата обеспечит отсечение «чистых» от «нечистых». А Общественный контроль, интернет и СМИ всегда расскажут, кто и с какими намерениями хочет проникнуть в систему общественного контроля». Член ОП РФ отметил, что «сегодня эта коллизия является предметом острейшей информационной атаки на этой закон».
«Нам хотелось бы, чтобы в палате субъектов Российской Федерации понимали, что происходит, и были с нами в одной шеренге в борьбе против дискредитации этого закона», — сказал Дискин. Председатель Научного совета Всероссийского центра изучения общественного мнения считает, что попытки дискредитации закона «Об общественной палате субъекта РФ» совершаются из-за того, что некоторые люди заинтересованы в том, чтобы гражданскому обществу не достались широкие полномочия в области общественного контроля. Иосиф Дискин предложил ответить на эту информационную атаку по существу.
Напомним, что согласно документу, под общественным контролем понимается деятельность, осуществляемая в целях наблюдения за действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций. Основными целями общественного контроля являются:
1.Обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных государственных некоммерческих организаций;
2.Обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организацией при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления
3.Общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Участники заседания в Общественной палате РФ также побеседовали о подготовке модельного закона «Об общественной палате субъекта Российской Федерации. Иосиф Дискин сообщил, что этот закон прошел общественное обсуждение в палатах. Была достигнута договоренность с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, включить этот закон в план работы Совета законодателей.
«К сожалению, проект закона находится без движения. Общественные палаты субъектов Российской Федерации обращаются к нам с резонным вопросом — А что происходит? Мы направили письмо заместителю председателя Совета законодателей с просьбой ответить, что происходит. Мое предложение заключается в том, что от имени президиума еще раз обратиться в Совет законодателей. Надо сообщить, что принятие этого модельного закона — это настоятельная необходимость в условиях, когда принятие закона «Об основах общественного контроля» возлагает на общественные палаты субъектов Российской Федерации огромный объём полномочий и нагрузок», — сообщил Дискин. Член ОП РФ предложил в системе президентских грантов выделить отдельное направление для поддержки структур общественного контроля.
Председатель Президиума Совета общественных палат России Наталья Вавилова рассказала, что необходимо всячески поддерживать престиж Общественной палаты РФ:
На Херсонском участке усилилась работа нашей авиации. ВСУ отвечают дронами, ночами запускают Бабу Ягу и…
Сегодня Курская область неоднократно подвергалась атакам со стороны Украины, написал Роман Старовойт в своем телеграм-канале.…
Спецоперация, 1 мая. Главное: Шойгу провел совещание в штабе Объединенной группировки войск, заслушал доклады по обстановке…
Роман Бусаргин сообщил об этом в своем ТК: Саратовская делегация заняла 1 место в общекомандном…
Зеленский планирует сместить министра обороны Умерова и поставить его на пост руководителя министерства инфраструктуры. Как…
С 28 апреля по 5 мая в Москве пройдёт благотворительный фестиваль «Пасхальный дар». Он будет…