Магаданская область

Госдума РФ поддержала в I чтении законопроект «О северном завозе»

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О северном завозе», разработанный Минвостокразвития России с участием представителей обеих палат Федерального Собрания, регионов, экспертов от науки и бизнеса.

Северный завоз — это комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов.

В законе предлагается закрепить понятия «территории северного завоза», «территории с ограниченными сроками завоза грузов», перечень таких территорий утвердит правительство РФ на основании предложений высших должностных лиц регионов.

«География северного завоза охватывает 25 субъектов Российской Федерации, доставка грузов в которые сопряжена с преодолением ограничений слабо развитой транспортной инфраструктуры и сложного климата. В отдельных исследованных нами районах окно доставки жизненно важных грузов составляет всего несколько недель в году. Ежегодно в населенные пункты Крайнего Севера, приравненные к ним местности и территории с ограниченными сроками завоза грузов, доставляется более 3,4 млн тонн жизненно важной продукции для 3 миллионов жителей», — проект законопроекта в Госдуме представил Алексей Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Также в рамках законопроекта планируется создание единого морского оператора северного завоза, который будет обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов между морскими портами. По согласованию с федеральным координатором оператор будет утверждать маршрут и график движения судов.

Кроме того, правительство определит перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, их финансирование планируется осуществлять с 2026 года в размере 100%. По предварительной оценке, расходы федерального бюджета на содержание (ремонт, капитальный ремонт) данных объектов в 2026 году составят 7,4 млрд рублей. Речь идет о внутренних водных путях, автомобильных дорогах, аэродромах, находящихся в федеральной собственности.

Документ также ранжирует грузы северного завоза. Так, к первой категории (жизнеобеспечения) предлагается отнести грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Это социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы. Перечень грузов первой категории будет утверждать Правительство РФ.

Грузы второй категории — грузы для государственных и муниципальных нужд. Грузы третьей категории — иные грузы, не включенные в первую и вторую категории.

Также законопроект предполагает создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС «Северный завоз»), которая обеспечит «обработку и анализ информации о северном завозе, мониторинг движения грузов и своевременное выявление рисков возникновения сбоев в поставках».

Ирина Яровая, председатель центральной контрольной комиссии партии «Единая Россия», заместитель Председателя Государственной Думы, также выступила «за» принятие законопроекта и отметила, что уже в конце 2021 года в повестку партии были внесены вопросы северного завоза: «Мы помним, какие проблемы были в регионах. И предложения, которые были нами сформированы, касались именно того, чтобы в максимально короткий срок обеспечить прямое законодательное регулирование вопросов северного завоза, определить единого оператора, влиять на вопросы тарифов морских перевозок, маркировать грузы и очередность их отправки, чтобы субъекты Российской Федерации, понимая свою ответственность за жизнеобеспечение территорий в координации с федеральными министерствами, могли выстраивать общую логику и логистику этих процессов. Важно, что это влияет на качество жизни людей. Сегодня приход инвестиций на Дальний Восток стал возможен благодаря тому, что инвесторы поверили в Дальний Восток. И те формулы успешного партнёрства, которые уже задействованы, дают нам все основания полагать, что и механизмы частно-государственного партнёрства, которые будут касаться северного завоза, станут дополнительным стимулом и критерием качества работы, в том числе и органов исполнительной власти на местах».

Федот Тумусов, секретарь президиума партии «Справедливая Россия — За правду» по вопросам национальной политики, также поддержал законопроект: «Новое – это всегда хорошо забытое старое. Помню, что в советское время северный завоз обеспечивал комплексную поставку продуктов питания, лекарств, горюче-смазочных материалов в северные районы страны. Цены были такие же, как по стране. Конечно, мы поддерживаем этот законопроект, но отмечу, что он должен быть прямого действия — должны быть прописаны все вопросы субсидирования и финансирования».

Сардана Авксентьева, заместитель руководителя фракции «Новые люди», отметила, что несколько поколений северян и дальневосточников ждали этот законопроект: «Наша фракция партии «Новые люди» конечно, поддерживает этот законопроект. Мы всегда выступаем против излишней централизации всех полномочий, но говоря о федеральном координаторе северного завоза, приветствуем, поскольку это публичное обязательство государства перед людьми. Отмечу, что единый механизм планирования и создаваемую единую систему мониторинга в планах развернуть за полтора года, что в конечном результате даст картину того, что завозится, в какие сроки, куда, какие существуют логистические сложности. Это полезный ресурс, чтобы быстрее, качественнее и дешевле доставлять товары».

«Мы в начале большого пути. Дальний Восток и Арктика, с одной стороны, разные регионы, но с другой, их объединяют непростые климатические условия. Преодолевая эти трудности, жители берутся за все возможности, которые открываются перед ними, и где-то ломая лед, как ледоколы, идут вперед, где-то ошибаются, но при этом используют новые технологии. Не двигаясь вперед, не создавая новых инструментов, мы не поддержим людей, сильных духом, которые держат наш форпост, наш вектор развития. И Север, и Дальний Восток играют, как никогда, важное значение. Я верю, что такие инновации позволят и развить экономику, и повысить эффективность работы на этих территориях, но самое главное – повысить качество жизни людей», — подчеркнул Алексей Чекунков.

Свежее

Впервые в семи округах Москвы на площадках «Пасхального дара» можно получить ветеринарную консультацию

С 28 апреля по 5 мая жители и гости Москвы смогут принять участие в фестивале…

11 минут назад

Мария Захарова — о задержках прохождения иностранцами паспортного контроля при пересечении границы РФ

Комментарий официального представителя МИД России Марии Захаровой в связи с задержками прохождения иностранными гражданами паспортного…

14 минут назад

Прокуратура проверяет всех перевозчиков на регулярных маршрутах общественного транспорта Саратова

Прокуратурой Саратовской области организована сплошная проверка всех перевозчиков, работающих на регулярных маршрутах общественного транспорта Саратова,…

16 минут назад

В Екатеринбурге проверят детский сад, в котором воспитатель пнула ребёнка

Видео "воспитательной работы" сняли случайные очевидцы. Женщина подметала песочницу, перешла к лавочке, на которой сидели…

46 минут назад

ВСУ атаковали подразделения ПВО на мысе Тарханкут ракетами ATACMS

Ночью противник атаковал подразделения ПВО на мысе Тарханкут ракетами ATACMS, предварительно с кассетной боевой частью,…

1 час назад

Электровелосипеды улучшенной модели появились в Москве

Совсем скоро будут доступны все 3 тыс. обновленных велосипедов. Максим Ликсутов сообщил, что электровелосипеды 2.0…

2 часа назад