На Коллегии отмечалось, что в соответствии с вышеуказанными федеральными законами на 1 января 2015 г. должны были быть приняты 7 нормативных правовых актов Правительства России (ответственный за подготовку – Минздрав России) и 2 приказа Минздрава России.* Однако по состоянию на 27 февраля 2015 г. было принято только 3 постановления Правительства и один приказ Минздрава. Причем постановления Правительства приняты без учета замечаний Счетной палаты направленных ранее, что привело к проблемам по факту исполнения уже принятых постановлений.

Так, в постановлении Правительства, устанавливающем правила финансового обеспечения в 2015 г. оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не установлены сроки, в течение которых ФОМС и Минфин вносят изменения в сводную бюджетную роспись и доводят объемы финансирования до главных распорядителей. В итоге, по данным Минфина, на 13 февраля внесены изменения в сводную бюджетную роспись и доведены средства только до 4 (Минздрав России, Минтруд России, ФМБА России и Минобрнауки России) из 9 главных распорядителей бюджетных средств. На указанную дату средства не доведены и не осуществлялось финансирование ВМП в медицинских организациях Минобороны России, МЧС России, ФАНО России, Управления делами Президента РФ, Федерального агентства воздушного транспорта.

Также указанным постановлением не предусмотрена возможность перераспределения объемов ВМП между медорганизациями разных ведомств в случае невыполнения одними из них государственного задания. Это может привести к росту сроков ожидания ВМП и снижению ее доступности.

К недостаткам, по мнению аудитора, относится и порядок определения объема ВМП на 2015 г. Предполагалось, что за счет средств ФОМС в 2015 году будет профинансирована ВМП в объемах, превышающих объемы 2014 года. Однако, Правительством утвержден принцип распределения средств по числу пролеченных больных за 9 мес. 2014 года. «Это может привести к сокращению числа больных, которым в 2015 г. будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь. Также в этом случае ведомство не сможет исполнить поручение Президента России, озвученное в Послании Федеральному Собранию 2013 г., по обеспечению в течение трёх лет увеличения объёмов оказываемой ВМП не менее чем в 1,5 раза», — сказал Александр Филипенко.

До настоящего времени не внесены изменения в постановление Правительства № 462 в части установления порядка и условий распределения и предоставления субвенций территориальным фондам ОМС. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Правительством устанавливается порядок расходования субвенций, а в новой редакции закона об ОМС — порядок и условия распределения и предоставления субвенций. В результате возникло противоречие межу двумя федеральными законами. Однако, в условиях отсутствия нормативного правового документа, регулирующего исполнение нормы закона об ОМС, ФОМС в январе 2015 года перечислил в бюджеты территориальных фондов ОМС ежемесячную субвенцию.

В ходе своего выступления аудитор также напомнил членам Коллегии об изменении с января 2015 г. механизма финансирования медпомощи в системе ОМС. «Реализация территориальных программ ОМС, — пояснил он, — должна теперь осуществляться с соблюдением условий соглашения о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы ОМС, заключаемых между регионом, Минздравом и ФОМС». Однако, как показал проведенный анализ, Соглашения до настоящего времени не заключены по причине позднего принятия Правительством Правил их заключения (февраль 2015 г.), несвоевременным исполнением Минздравом своих полномочий по утверждению формы Соглашений и длительной процедурой их заключения (44 рабочих дня).

В результате этого ряд регионов (г. Москва, Калужская, Нижегородская, Новгородская, Курганская и Астраханская области, Краснодарский край, Красноярский край и др.), чтобы обеспечить деятельность медучреждений, начали расходовать средства субвенций для оплаты оказанной медпомощи без заключенных соглашений. Другие, наоборот, руководствуясь отсутствием нормативных документов, не расходовали средства, создавая тем самым риск прекращения финансирования медпомощи. Сложившаяся ситуация, по мнению аудитора, может привести к снижению зарплат медперсонала и задержке их выплат. Также возможен рост кредиторской задолженности медучреждений, в первую очередь, по оплате коммунальных и прочих услуг, что в свою очередь может сказаться на доступности и качестве медпомощи.

Кроме того, сохраняются вопросы к самой процедуре заключения Соглашений. Регионы представляют в Минздрав России уже утвержденные территориальные программы. «Но если у Минздрава будут замечания к программам, то постановлением не предусмотрены обязательства по внесению в них изменений. Они только представят план корректировки программ», — отметил аудитор. В то же время анализ терпрограмм показал наличие значимых системных нарушений. Так, например, Пензенская область занизила федеральный норматив в несколько раз. Затраты на посещение с профцелью вместо 370 составляют 90 рублей, случай госпитализации установлен на уровне не 63 тыс., а 20 тыс. рублей. «И таких примеров много. Это приводит к еще большему увеличению дефицита терпрограмм», — сообщил аудитор.

Также до настоящего времени не принято Постановление, установливающее требования к кредитным организациям, в которых страховые медорганизации открывают счета. Это ограничивает реализацию нормы закона и может в дальнейшем создать проблемы в деятельности страховых медицинских организаций.

Отдельно в ходе своего выступления аудитор отметил проблемы в финансировании федеральных медицинских организаций.

В частности, он напомнил, что с 2015 г. госзадание медорганизаций ограничено только оказанием ВМП, а вся остальная деятельность должна осуществляться за счет средств ОМС. Однако результаты проведенного анализа показывают, что выделенные ОМС средства не позволяют компенсировать сокращенные лимиты. Например, по институту Илизарова снижение финансирования составляет не менее 7%, финансирование спецмедпомощи и ВМП из всех источников почти на 100 млн. рублей меньше, чем в 2014 г. Та же ситуация и по учреждениям ФМБА, где сокращение средств составило более 13%. При этом акт Правительства, позволяющий направить средства нормированного страхового запаса ФОМС на восполнение сокращенных объемов, не принят.

«Все это создает риски дальнейшего ограничения деятельности медицинских учреждений и может не позволить им оказать населению все необходимые объемы медпомощи», — резюмировал свое выступление Александр Филипенко.

Коллегия приняла решение направить доклад о результатах экспертно-аналитического мероприятия Президенту Российской Федерации, а также информационные письма — в Правительство Российской Федерации, Минздрав и ФОМС. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания и ФСБ России.

* В соответствии с Федеральным законом № 418-ФЗ Правительством Российской Федерации должны быть приняты нормативные правовые акты, устанавливающие:

порядок и условия распределения и предоставления субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов;

требования к кредитным организациям, в которых страховые медицинские организации открывают отдельные банковские счета для осуществления операций со средствами целевого финансирования;

порядок заключения соглашений Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования (далее – Соглашения);

полномочия Министерства здравоохранения Российской Федерации в части утверждения формы Соглашения.

Также в соответствии с Федеральным законом № 418-ФЗ Минздравом России должны быть приняты приказы, утверждающие:

форму Соглашения;

перечень федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральному бюджету.

В соответствии с Федеральным законом № 387-ФЗ Правительством Российской Федерации должны быть приняты нормативные правовые акты, устанавливающие:

порядок финансового обеспечения в 2015 году оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации в федеральных государственных учреждениях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет;

порядок предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования;

методику распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (в качестве приложения к нормативному правовому акту, устанавливающему порядок и условия распределения и предоставления субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов);

порядок и условия направления средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на увеличение субвенций на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству и Федеральному агентству научных организаций.