«Такие дети сами по себе являются очень сложными, — рассказал Руслан Алексеевич,  — а если ребенок из двойни, то здесь, как правило, имеется еще и задержка внутриутробного развития. Вес у девочки был всего 2200 граммов – это, конечно, очень маленький ребенок. Операции малышам  с таким диагнозом мы выполняли и раньше, но традиционным путем, то есть через широкий разрез грудной клетки, чтобы можно было подойти к операционному полю – к пищеводу. Это был травмирующий разрез на передней поверхности грудной клетки, что сопровождалось, конечно, тяжелой операционной травмой в период новорожденности. Операция влечет за собой скелетно-мышечные нарушения: могли быть деформации позвоночного столба, молочной железы, если это девочка и другие.  Но в данной ситуации мы применили новую для нас методику – провели операцию через торакоскопический доступ.  Мы давно готовились к этой высокотехнологичной операции, которая называется торакоскопический эзофагоанастомоз с перевязкой и пересечением трахеопищеводного свища, и  сейчас   впервые выполнили ее».

Как рассказал Руслан Алексеевич, в правую плевральную полость, после введения ребенка в медикаментозый сон, вводят в трех точках 3-хмиллиметровую оптику – торакоскоп и рабочие инструменты, при этом разрезы на коже не более 3 мм. Это, практически, ювелирная работа!

Первым этапом находят дальний отрезок пищевода, который, как правило, впадает в дыхательную трубку – трахею в виде тонкого свища. Возле стенки трахеи его отсекают, на дефект в трахее накладывают швы для герметизации. Далее находят верхний отрезок пищевода, выделяют его до уровня шеи, оценивают возможность соединения двух отрезков – верхнего и нижнего, их диаметр и возможность выполнить анастомоз (сшивание). Затем анастомозируют (сшивают) отдельными узловыми швами. В желудок ребенка проводят через рот поливинихлоридный зонд для последующего питания. Удаляют все инструменты из плевральной полости, ранки на грудной клетке зашивают.

«Рабочее операционное поле составило 2 на 2 сантиметра — представьте, что это такое и как можно выполнять такую операцию, — рассказывал главный детский хирург Амурской области. – Ситуацию еще усугублял порок сердца, что вынудило нас немного поменять и тактику анестезиологического пособия, и тактику хирургическую. Это усложняло операционную ситуацию, но мы с ней благополучно справились. Операция прошла благополучно, без каких-либо технических проблем, длилась 1 час 50 минут. Хорошо сработала наша неонатальная реанимационно-анестезиологическая служба, которая тоже впервые на таких определенных параметрах  проводила анестезиологическое пособие и последующее выхаживание ребенка уже в палате интенсивной терапии. В общем, это была хорошая командная работа, за что я всем благодарен. Девочка сейчас находится в компенсированном состоянии, рядом  с ней мама и ее сестренка. Думаю, все будет благополучно»,

Мама  прооперированной девочки,  которую назвали символичным именем Надежда, бесконечно благодарна докторам за спасение ее крохи: «Мы переживали за нее все!  Большое спасибо всем-всем, кто делал все возможное и невозможное для того, чтобы наша дочь осталась жива! Низкий им поклон!»

Итак, первый шаг в применении новой малотравматичной эндовидеохирургической методики амурскими детскими хирургами сделан, исход, ко всеобщей радости, положительный. Теперь, благодаря хорошей оснащенности областной детской больницы медицинским оборудованием и высокому профессионализму специалистов,  такие оперативные вмешательства будут выполняться и в дальнейшем.

Для справки.  Атрезия пищевода у новорожденных — это чаще всего врожденный порок, при котором пищевод сформирован не до конца и не соединяется с желудком, поэтому новорожденные не могут питаться самостоятельно. Эта аномалия способна унести жизнь ребёнка, если в кратчайшие сроки не будет проведено хирургическое вмешательство.

В РФ оперативное лечение по поводу атрезии пищевода методом  торакоскопического эзофагоэзофагоанастомозирования с перевязкой и пересечением трахеопищеводного свища проводятся с 2008 года. Первые такие   операции выполнены в Российской детской клинической больнице г. Москвы профессором А.Ю. Разумовским.  Точной информации по ДВФО у нас нет, но известно, что такие операции начали проводить  в Якутске. И вот теперь в Амурской области.

Источник: Минздрав РФ