В работе круглого стола приняли участие первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Косоуров, статс-секретарь — заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции министерства экономического развития Российской Федерации Наталья Ларионова, заместитель директора некоммерческого партнерства «Центр развития ГЧП» Олег Шагако, директор направления «Социальные проекты» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Владимир Яблонский и другие.

Главной темой для обсуждения стала возможность применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования. Напомним, что Президент РФ Владимир Путин в одном из своих указов сформулировал задачу достичь в 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Участники круглого стола констатировали, что  в настоящее время 5,66 млн. детей посещают дошкольные образовательные учреждения, при этом еще 2,25 млн. детей нуждаются в устройстве в дошкольные образовательные учреждения. Таким образом, охват детей различными формами дошкольного образования составляет в среднем по стране 59,8 %.

Выступая перед участниками, Людмила Бокова отметила, что «в последнее время активно развивается государственно-частное партнерство (ГЧП) в области образования. Несомненное преимущество ГЧП – это, прежде всего, интеграция ресурсов – информационных, кадровых, управленческих, финансовых. Тем не менее, анализ законодательства в области ГЧП в социальной сфере  показывает его несовершенство. Это объясняется общим характером законодательных актов, неопределенностью формулировок и базовых понятий, противоречивостью некоторых законов и отсутствием механизмов их реализации».

Как отметили участники «круглого стола», в настоящее время Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Однако образовательные организации остаются за рамками этого закона, а значит встает вопрос о правомерности привлечения частных инвестиций в сферу дошкольного образования. Это, в свою очередь, затрудняет реализацию задачи, поставленной Президентом РФ по обеспечению доступности дошкольного образования для всех детей в стране. Кроме этого необходимо конкретизировать формы использования ГЧП в дошкольном образовании. В настоящее время наиболее активно используются следующие механизмы: создание управляющих и попечительских советов, аутсорсинг, концессионные соглашения и  соглашения о сотрудничестве.

Еще одной важной проблемой, затронутой участниками «круглого стола», стала разработка мер социально-экономического стимулирования развития негосударственной системы дошкольного образования. Как отметила Людмила Бокова, «важнейшими направлениями в этой сфере выступают выработка единых стандартов дошкольного образования, формирование государственного и муниципального заказа на соответствующие услуги и установка равных условий бюджетного финансирования для государственных, муниципальных и негосударственных дошкольных учреждений. Именно это позволит нам сформировать систему равных условий для получения качественного дошкольного образования вне зависимости от вида дошкольных образовательных организаций, режима его функционирования и формы собственности», — подчеркнула сенатор.

Результатом работы «круглого стола» стали рекомендации федеральным органам исполнительной власти по разработке системы мер, направленных на развитие системы негосударственного дошкольного образования в России. Также было решено создать совместную рабочую группу по доработке проекта федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», чтобы предусмотреть в нем положения, касающиеся использования механизмов ГЧП в социальной сфере.