Орлов Дмитрий
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
1.Федеральная политика в отношении регионов На фоне парламентской кампании федеральный центр определяет приоритеты региональной политики (в том числе с горизонтом планирования до конца десятилетия), выходящие за рамки предвыборных задач. Во-первых, очевидна актуализация темы развития сибирских и дальневосточных регионов. Частично это можно объяснить подготовкой к Восточному экономическому форуму и необходимостью решать проблемы с преодолением последствий стихийных бедствий, затронувших в том числе регионы в этой части страны (можно отметить проведение президентом в режиме видеоконференции совещания о ситуации с паводками и природными пожарами […]
1.Федеральная политика в отношении регионов

На фоне парламентской кампании федеральный центр определяет приоритеты региональной политики (в том числе с горизонтом планирования до конца десятилетия), выходящие за рамки предвыборных задач.

Во-первых, очевидна актуализация темы развития сибирских и дальневосточных регионов. Частично это можно объяснить подготовкой к Восточному экономическому форуму и необходимостью решать проблемы с преодолением последствий стихийных бедствий, затронувших в том числе регионы в этой части страны (можно отметить проведение президентом в режиме видеоконференции совещания о ситуации с паводками и природными пожарами в ходе его рабочей поездки в Магнитогорск). Тем не менее ряд инициатив руководства страны, заявленных в этот период, свидетельствует именно о комплексном подходе. Например, обнародованное на втором этапе XX съезда «Единой России» предложение Владимира Путина направить около 340 млрд. рублей на обновление российского авиапарка должно стать дополнительным фактором развития коммуникаций, в том числе в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах.

Показательно, что задачи, связанные с целями дальнейшего освоения этой части страны, были обозначены именно в рамках предвыборной кампании «Единой России» (включая резонансное заявление министра обороны Сергея Шойгу о необходимости строительства новых городов в Сибири). Конечно, это можно объяснить и электоральными целями (в частности, ожиданием позитивного отношения к инициативам по освоению Сибири со стороны части представителей старших возрастных групп), но было бы упрощением сводить эти предложения только к таким целям. Можно предположить, что ряд значимых задач по освоению Сибири и Дальнего Востока будет в 2022-2024 годах обсуждаться именно на площадке партии большинства, еще раз подтверждая роль «Единой России» в качестве одного из ключевых интеллектуальных центров — в том числе по выработке региональной политики.

Во-вторых, в очередной раз подтверждается курс на поддержку индустриальных регионов. Показательна сама география рабочих поездок Владимира Путина, в августе 2021 года, включающая посещение Челябинской, Ленинградской, Нижегородской областей и Башкирии. При этом внимание президента к подобным регионам было связано не только с задачами в экономической сфере, но и с приоритетами по развитию социальной инфраструктуры и решению экологических проблем (так, можно отметить содержание беседы Владимира Путина с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером).

В-третьих, в числе приоритетов центра остается развитие малых населенных пунктов и сельских территорий. Можно вновь отметить выступление президента на втором этапе съезда «Единой России», заявившего о необходимости предусмотреть ресурсы на обновление отделений «Почты России», чтобы расширить спектр оказываемых ими услуг, дать им возможности вести «доставку лекарств, продуктов, предоставлять справки и выписки из единого портала госуслуг, отправлять в МФЦ необходимые документы», что является значимым аспектом поддержки сельских населенных пунктов. Внимание к таким территориям было проявлено руководством страны и в ходе заседания президиума Госсовета о задачах регионов в сфере общего образования (например, в связи с опытом организации образовательных центров для сельской местности и малых городов). Подобные приоритеты могут вести к постановке дополнительных задач перед Минсельхозом и стать фактором укрепления аппаратного влияние главы ведомства Дмитрия Патрушева в ближайшей перспективе.

В сентябре 2021 года вероятно сохранение особого внимания центра к развитию дальневосточных и сибирских регионов в комплексе с приоритетами в сфере развития социальной инфраструктуры на местах (в том числе строительства объектов для развития детского спорта, что должно обсуждаться на анонсированном на начало осени Совете по развитию физической культуры и спорта). В сентябре-октябре 2021 года весьма вероятно также проведение новых мероприятий по поддержке учреждений первичного звена системы здравоохранения, в частности, в связке с обсуждением мер по противодействию текущим вызовам в эпидемиологической сфере. Наконец, важной темой федеральной политики в отношении регионов осенью 2021 года должно стать дальнейшее рассмотрение заявок на выделение субъектам Федерации инфраструктурных бюджетных кредитов. Возможности губернаторов по лоббированию выделения этих средств, вероятно, станут значимой темой для дискуссий в медийном и экспертом сообществе регионального уровня и будут влиять на представление об устойчивости позиций руководителей субъектов Федерации со стороны представителей местных элит.

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

В ряде регионов на завершающих этапах парламентской кампании наблюдались или снижение интенсивности публичных внутриэлитных конфликтов, или более инерционный характер их течения, связанные с ожиданием ведущими внутриэлитными игроками итогов думских выборов — для выстраивания тактики по взаимодействию с главами субъектов Федерации уже с учетом результатов голосования. На этом фоне в конце сентября – октябре 2021 года можно, напротив, ожидать заметного роста интенсивности открытых внутриэлитных конфликтов, а также связанных с ними негативных информационных кампаний в целом ряде регионов.

Во-первых, итоги парламентских выборов окажут влияние на устойчивость позиций губернаторов, полномочия которых истекают в 2022 году. Конечно, большинство из 12 субъектов Федерации, где в следующем году предстоят такие избирательные кампании, обладают протестным потенциалом. Это позволит главам подобных регионов и близким к ним представителям медийной и экспертной среды аргументировать высокий уровень поддержки оппозиционных партий устойчивой спецификой политических настроений местного населения, а не просчетами конкретных руководителей. Тем не менее в регионах, для которых характерна более сложная внутриэлитная конфигурация в сочетании с достаточно заметным вниманием к местной повестке со стороны федеральных СМИ, вероятна активизация информационных атак против губернаторов по итогам выборов даже при среднем уровне протестных настроений по итогам голосования. К территориям с более высоким уровнем риска интенсификации негативных кампаний против политического менеджмента в конце сентября – октябре 2021 года можно отнести Свердловскую, Кировскую, Томскую, Ярославскую области и, вероятно, Бурятию.

Во-вторых, в этот же период можно ожидать продолжения негативных информационных кампаний против глав регионов, которым не предстоят очередные губернаторские выборы в следующем году, но позиции которых ослаблены на фоне иных проблем в возглавляемых ими субъектах Федерации. К ним можно отнести прежде всего главу Якутии Айсена Николаева, а также ряд руководителей, столкнувшихся с высокой интенсивностью внутриэлитных конфликтов во второй половине 2020 – 2021 годах. Среди них можно отметить прежде всего главу Калмыкии Бату Хасикова и губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Не исключено, что критика главой ЦИК Эллой Памфиловой работы петербургских избирательных комиссий (можно отметить сюжет, связанный с ротациями председателей УИК) продолжится и после завершения парламентской кампании.

В-третьих, в начале октября 2021 года можно ожидать резкого всплеска интенсивности информационных атак (прежде всего в интересах местных влиятельных игроков) против наиболее уязвимых глав субъектов Федерации, представляющих системную оппозицию, — в случае, если они, вопреки ожиданиям экспертной среды и региональных элит, не оставят свои посты вскоре после парламентских выборов.

В-четвертых, можно ожидать нового этапа ротаций на региональном и муниципальном уровнях в субъектах Федерации, главы которых подтвердят свои полномочия на выборах в сентябре 2021 года. Кроме того, подобные процессы в ряде случаев затронут территории, где замена губернаторов состоялась в 2019-2020 годах, а парламентские выборы зафиксируют ослабление влияния игроков из числа старых региональных элит. В качестве примера одного из сценариев развития событий в подобных регионах стоит отметить ситуацию в Мурманской области, где в августе 2021 года произошли отставка главы администрации областного центра Андрея Сысоева и избрание новым мэром города Михаила Белошеева. В подобных регионах новые ротации могут проходить уже при меньшем уровне внутриэлитной напряженности из-за усиления позиций соответствующих губернаторов.

Рост интенсивности подобных информационных кампаний сам по себе значительно не повышает вероятность отставок губернаторов, против которых они направлены. Подобные тенденции свидетельствуют скорее о переходе к фазе более интенсивного давления на их руководство со стороны региональных и в ряде случаев федеральных игроков в рамках тактики «агрессивных переговоров», которые могут привести к достижению временных договоренностей между командами соответствующих губернаторов и представителями элит примерно к концу весны 2022 года.

3.Рейтинг влияния глав субъектов РФ

Инфраструктурное строительство и распределение бюджетных кредитов на него, избирательная кампания, борьба с последствиями стихийных бедствий, стимулирование инвестиционной активности, задачи в сфере цифровизации — вот факторы, повлиявшие на позиции фигурантов рейтинга в августе 2021 года.

После рабочих встреч с Владимиром Путиным укрепляются позиции главы Башкирии Радия Хабирова (с 23-го на 20-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием), губернатора Тверской области Игоря Рудени (с 22-го на 21-е место), главы Севастополя Михаила Развожаева (с 27-го на 24-е место), врио главы Мордовии Артема Здунова (с 35-го на 33-е место), губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского (с 39-го на 35-е место), врио губернатора Пензенской области Олега Мельниченко (с 46-го на 42-е место), врио губернатора Ульяновской области Алексея Русских (с 49-го на 45-е место), врио председателя Правительства Тывы Владислава Ховалыга (с 62-го на 59-е место) и губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова (с 70-го на 68-е место).

Проведение заседания комиссии Госсовета по направлению «Инвестиции» под председательством Андрея Белоусова и главы комиссии Валерия Лимаренко способствует усилению влияния губернатора Сахалинской области (с 33-го на 30-е место). Предоставление Новгородской области статуса пилотного региона по реализации федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика» становится благоприятным информационным поводом для губернатора этого субъекта Федерации Андрея Никитина (с 15-го на 13-е место).

Продолжается восходящий тренд для врио главы Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 25-го на 23-е место). Переходит в группу с сильным влиянием врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев (с 53-го на 48-е место) — так, правительство предоставило региону бюджетный кредит на сумму 16,6 млрд рублей на погашение долговых обязательств по рыночным заимствованиям.

Обсуждение планов строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, закрепление нового официального места нахождения штаб-квартиры «Газпрома» в Петербурге и некоторая стабилизация внутриэлитной ситуации в городе укрепляют влияние губернатора Александра Беглова (с 7-го на 5-е место). Вероятность получения Тюменской областью двух траншей инфраструктурных бюджетных кредитов (6,5 млрд и 7,7 млрд рублей со сроком реализации до 2024-го и 2026 года соответственно) на строительство объектов транспортной, социальной инфраструктуры, а также развитие индустриального парка «Богандинский» усиливают влияние Александра Моора (с 8-го на 6-е место). Заявление вице-премьера Марата Хуснуллина о планах выделить Республике Крым дополнительно около 8 млрд. рублей на капительный ремонт дорог становится фактором укрепления позиций главы региона Сергея Аксенова (с 16-го на 14-е место). Сообщения по итогам заседания президиума правительственной комиссии по региональному развитию о намерении федерального центра направить до 2024 года на компенсацию инвесторам, реализующими проекты на Кубани, около 27 млрд руб. способствуют укреплению позиций губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева (с 19-го на 17-е место).

Природные пожары и проблемы в преодолении их последствий приводят к ослаблению влияния главы Красноярского края Александра Усса (с 14-го на 15-е место), губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева (с 17-го на 19-е место), главы Якутии Айсена Николаева (с 21-го на 29-е место).

Покидают группу с сильным влиянием губернатор Рязанской области Николай Любимов (с 45-го на 51-е место), глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов (с 47-го на 53-е место) и руководитель Карачаево-Черкессии Рашид Темрезов (с 48-го на 55-е место). Переходят в нее губернатор Псковской области Михаил Ведерников (с 52-го на 47-е место) и глава Карелии Михаил Парфенчиков (с 51-го на 50-е место).

Гла­ва субъ­ек­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­цииМе­сто в рей­тин­геМе­сто в рей­тин­ге в июлеСред­ний балл
 Очень силь­ное вли­я­ние
Со­бя­нин Сер­гей Се­мё­но­вичМэр го­ро­да Москва118,89
Ка­ды­ров Рам­зан Ах­ма­то­вичГла­ва Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки228,54
Мин­ни­ха­нов Ру­стам Нур­га­ли­е­вичПре­зи­дент Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан338,14
Во­ро­бьев Ан­дрей Юрье­вичГу­бер­на­тор Мос­ков­ской об­ла­сти447,70
Бег­лов Алек­сандр Дмит­ри­е­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Санкт-Пе­тер­бург
577,38
Моор Алек­сандр Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Тю­мен­ской об­ла­сти
687,33
Аза­ров Дмит­рий Иго­ре­вич
Гу­бер­на­тор Са­мар­ской об­ла­сти
767,11
Ни­ки­тин Глеб Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ни­же­го­род­ской об­ла­сти
8107,03
Дю­мин Алек­сей Ген­на­дье­вичГу­бер­на­тор Туль­ской об­ла­сти956,91
Али­ха­нов Ан­тон Ан­дре­евичГу­бер­на­тор Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти1096,80
Ар­тю­хов Дмит­рий Ан­дре­евич
Гу­бер­на­тор Яма­ло-Ненец­ко­го АО
11116,74
Дроз­ден­ко Алек­сандр Юрье­вичГу­бер­на­тор Ле­нин­град­ской об­ла­сти12126,62
Ни­ки­тин Ан­дрей Сер­ге­е­вичГу­бер­на­тор Нов­го­род­ской об­ла­сти13156,53
Ак­сё­нов Сер­гей Ва­ле­рье­вичГла­ва Рес­пуб­ли­ки Крым14166,50
Усс Алек­сандр Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Крас­но­яр­ско­го края
15146,46
Ко­же­мя­ко Олег Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор При­мор­ско­го края
16136,42
Кон­дра­тьев Ве­ни­а­мин Ива­но­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции (гу­бер­на­тор) Крас­но­дар­ско­го края
17196,39
Текслер Алек­сей Лео­ни­до­вич
Гу­бер­на­тор Че­ля­бин­ской об­ла­сти
18186,37
Куй­ва­шев Ев­ге­ний Вла­ди­ми­ро­вичГу­бер­на­тор Сверд­лов­ской об­ла­сти19176,33
Ха­би­ров Ра­дий Фа­ри­то­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан
20236,29
 Силь­ное вли­я­ние
Ру­де­ня Игорь Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Твер­ской об­ла­сти
21226,27
Ко­ма­ро­ва На­та­лья Вла­ди­ми­ров­наГу­бер­на­тор Хан­ты-Ман­сий­ско­го АО – Югра22206,25
Глад­ков Вя­че­слав Вла­ди­ми­ро­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Бел­го­род­ской об­ла­сти
23256,21
Раз­во­жа­ев Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Се­ва­сто­по­ля
24276,19
Ста­ро­войт Ро­ман Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Кур­ской об­ла­сти
25326,15
Ме­ли­ков Сер­гей Али­мо­вич
И.о. гла­вы Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан
26246,10
Бре­ча­лов Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич
Гла­ва Уд­мурт­ской рес­пуб­ли­ки
27296,08
Ма­хо­нин Дмит­рий Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор Перм­ско­го края
28266,05
Ни­ко­ла­ев Ай­сен Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Саха (Яку­тия)
29216,02
Ли­ма­рен­ко Ва­ле­рий Иго­ре­вичГу­бер­на­тор Са­ха­лин­ской об­ла­сти  30336,00
Коб­зев Игорь Ива­но­вич
Гу­бер­на­тор Ир­кут­ской об­ла­сти
31285,98
Ра­да­ев Ва­ле­рий Ва­си­лье­вичГу­бер­на­тор Са­ра­тов­ской об­ла­сти32435,95
Зду­нов Ар­тём Алек­се­е­вич
И.о. гла­вы Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия
33355,90
Ко­ков Каз­бек Ва­ле­рье­вич
Гла­ва Ка­бар­ди­но–Бал­кар­ской Рес­пуб­ли­ки
34385,86
Вос­кре­сен­ский Ста­ни­слав Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ива­нов­ской об­ла­сти
35395,83
Но­сов Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ма­га­дан­ской об­ла­сти
36315,80
Трав­ни­ков Ан­дрей Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Но­во­си­бир­ской об­ла­сти
37345,75
Цы­буль­ский Алек­сандр Ви­та­лье­вич
Гу­бер­на­тор Ар­хан­гель­ской об­ла­сти
38375,71
Шап­ша Вла­ди­слав Ва­ле­рье­вич
Гу­бер­на­тор Ка­луж­ской об­ла­сти
39365,68
Ни­ко­ла­ев Олег Алек­се­е­вич
Гла­ва Чу­ваш­ской Рес­пуб­ли­ки
40305,64
Ци­ви­лёв Сер­гей Ев­ге­нье­вичГу­бер­на­тор Ке­ме­ров­ской об­ла­сти41425,60
Мель­ни­чен­ко Олег Вла­ди­ми­ро­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Пен­зен­ской об­ла­сти
42465,58
Чи­бис Ан­дрей Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Мур­ман­ской об­ла­сти
43405,56
Ме­няй­ло Сер­гей Ива­но­вич
И.о. гла­вы Рес­пуб­ли­ки Се­вер­ная Осе­тия-Ала­ния
44445,55
Рус­ских Алек­сей Юрье­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Улья­нов­ской об­ла­сти
45495,51
Го­лу­бев Ва­си­лий Юрье­вичГу­бер­на­тор Ро­стов­ской об­ла­сти46595,49
Ве­дер­ни­ков Ми­ха­ил Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Псков­ской об­ла­сти
47525,46
Дег­тярёв Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Ха­ба­ров­ско­го края
48535,43
Ми­ро­нов Дмит­рий Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Яро­слав­ской об­ла­сти
49415,40
Пар­фен­чи­ков Ар­тур Оле­го­вичГла­ва Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия50515,38
 Сред­нее вли­я­ние
Лю­би­мов Ни­ко­лай Вик­то­ро­вичГу­бер­на­тор Ря­зан­ской об­ла­сти51455,36
Бо­го­маз Алек­сандр Ва­си­лье­вичГу­бер­на­тор Брян­ской об­ла­сти52615,35
Ка­ли­ма­тов Ма­хмуд-Али Мак­ша­ри­по­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия
53475,33
Ба­буш­кин Игорь Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Аст­ра­хан­ской об­ла­сти
54565,32
Те­м­ре­зов Ра­шид Бор­и­спи­е­вичГла­ва Ка­ра­чае­во-Чер­кес­ской Рес­пуб­ли­ки55485,30
То­мен­ко Вик­тор Пет­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ал­тай­ско­го края
56545,28
Ни­ки­тин Алек­сандр Ва­ле­рье­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции Там­бов­ской об­ла­сти  
57585,27
Ар­та­мо­нов Игорь Ге­ор­ги­е­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции Ли­пец­кой об­ла­сти
58555,25
Хо­ва­лыг Вла­ди­слав То­ва­ри­щтай­о­вич
И.о. пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Тыва
59625,23
Уйба Вла­ди­мир Вик­то­ро­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Коми
60645,21
Гу­сев Алек­сандр Вик­то­ро­вичГу­бер­на­тор Во­ро­неж­ской об­ла­сти61505,20
Бо­ча­ров Ан­дрей Ива­но­вичГу­бер­на­тор Вол­го­град­ской об­ла­сти62575,18
Пас­лер Де­нис Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Орен­бург­ской об­ла­сти
63695,15
Гольд­штейн Ро­сти­слав Эрн­сто­вич
Гу­бер­на­тор Ев­рей­ской ав­то­ном­ной об­ла­сти
64605,12
Бур­ков Алек­сандр Лео­ни­до­вич
Гу­бер­на­тор Ом­ской об­ла­сти
65635,10
Ва­си­льев Игорь Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ки­ров­ской об­ла­сти
66655,07
Ост­ров­ский Алек­сей Вла­ди­ми­ро­вичГу­бер­на­тор Смо­лен­ской об­ла­сти67675,05
Вла­ди­ми­ров Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вичГу­бер­на­тор Став­ро­поль­ско­го края68705,02
Кув­шин­ни­ков Олег Алек­сан­дро­вичГу­бер­на­тор Во­ло­год­ской об­ла­сти69725,00
Кум­пи­лов Му­рат Ка­раль­би­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ады­гея
70714,93
Хо­ро­хор­дин Олег Лео­ни­до­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ал­тай
71744,89
Цы­де­нов Алек­сей Сам­бу­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Бу­ря­тия
72       764,82
Со­ло­дов Вла­ди­мир Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Кам­чат­ско­го края
73664,80
Жвач­кин Сер­гей Ана­то­лье­вичГу­бер­на­тор Том­ской об­ла­сти74684,78
Без­дуд­ный Юрий Ва­си­лье­вич
Гу­бер­на­тор Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га
75734,75
Сит­ни­ков Сер­гей Кон­стан­ти­но­вичГу­бер­на­тор Ко­стром­ской об­ла­сти76774,71
Шум­ков Ва­дим Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Кур­ган­ской об­ла­сти
77794,68
Си­пя­гин Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Вла­ди­мир­ской об­ла­сти
78814,65
Ев­сти­фе­ев Алек­сандр Алек­сан­дро­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ма­рий Эл
79834,60
Оси­пов Алек­сандр Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор За­бай­каль­ско­го края
80784,49
Ко­пин Ро­ман Ва­лен­ти­но­вичГу­бер­на­тор Чу­кот­ско­го АО81804,45
Ор­лов Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Амур­ской об­ла­сти
82754,42
Клыч­ков Ан­дрей Ев­ге­нье­вич
Гу­бер­на­тор Ор­лов­ской об­ла­сти
83824,31
Ха­си­ков Бату Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия
84843,92
Ко­но­ва­лов Ва­лен­тин Оле­го­вич
Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Ха­ка­сия
85853,20

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).