Расходы Роспотребнадзора в 2015 г. исполнены в сумме на 29,4 млрд руб. или на 99,1% к сводной бюджетной росписи (с изменениями). Неисполненные назначения составили 265,3 млн руб. (0,89%).

Дебиторская задолженность Роспотребнадзора на 1 января 2016 г. составила 722,7 млн руб., увеличившись за 2015 г. на 71,9%. Основная причина возникновения задолженности — предоставление в январе 2016 г. актов выполненных работ, счетов, счетов-фактур по текущей деятельности учреждений, за услуги, оказанные в декабре 2015 г.

Кредиторская задолженность Роспотребнадзора на 1 января 2016 г. составила 70,6 млн руб., увеличившись за 2015 г. на 246,5%. Наибольшие суммы задолженности на 1 января 2016 г. сложились по расчетам по платежам в бюджеты в сумме 59,7 млн руб., что составляет 84,63% от общей суммы кредиторской задолженности. Из расчетов по платежам в бюджеты наибольшая сумма задолженности приходится на расчеты по страховым взносам на медицинское и пенсионное страхование в размере 52,2 млн руб., задолженность по расчетам по страховым взносам по обязательному социальному страхованию составила 1,1 млн руб., по прочим платежам в бюджет – 6,2 млн руб., из них по налогу на имущество – 5,1 млн руб. и по налогу на землю – 722,5 тыс. руб.

В ходе проверки были выявлены многочисленные недостатки и нарушения, допущенные Роспотребнадзором при установлении подведомственным учреждениям государственного задания. Составлено 17 протоколов об административных правонарушениях.

В частности, проверка показала, что форма государственных заданий подведомственных учреждений Роспотребнадзора не соответствует форме, приведенной в утвержденном Правительством Положении о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (отсутствуют уникальный номер работы, категории потребителей работы, информация о виде деятельности федерального государственного учреждения, вид федерального государственного учреждения и т.д.).

Кроме того, государственные задания ряда подведомственных учреждений содержат государственные работы, не соответствующие Ведомственному перечню государственных услуг (работ), утвержденному Роспотребнадзором.

Также выявлены факты ненадлежащего установления Роспотребнадзором нормативных затрат на выполнение государственных работ и услуг подведомственным учреждениям: одну и ту же услугу или работу схожие учреждения, расположенные в пределах одного федерального округа, выполняют за счет средств, объем которых различается в несколько раз. Так, на 31 декабря 2015 г. установлены затраты на выполнение работы «Проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на устранение причин и выявление условий возникновения и распространения профессиональных заболеваний» в размере: в Центральном федеральном округе по ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» — 0,95 тыс. руб., по ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» — 3,85 тыс. руб. (различие в четыре раза); в Северо-Кавказском федеральном округе по ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Республике Карачаево-Черкессия» — 143,2 тыс. руб., по ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Дагестан» — 212,5 тыс. руб. (различие в 1,5 раза); в Дальневосточном федеральном округе по ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» — 91,03 тыс. руб., по ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае — 10,22 тыс. руб. (различие в 9 раз); в Северо-Западном федеральном округе по ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» — 30,2 тыс. руб., по ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми — 17,8 тыс. руб. (различие в 1,8 раза); в Сибирском федеральном округе по ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» — 9,63 тыс. руб., по ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области – 31,1 тыс. руб. (различие в 3,2 раза).

Роспотребнадзором в 2015 г. не осуществлялся контроль за выполнением государственных заданий подведомственными федеральными учреждениями, что привело к невыполнению госзаданий и неэффективному расходованию субсидий в размере 43 млн руб. Так, 11 учреждениями Роспотребнадзора не был полностью выполнен объем работ по проведению санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения профессиональных заболеваний (фактическое исполнение составило 6369 исследований, 91,5% планового показателя), а также по проведению санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний людей, связанных с неблагоприятными факторами среды обитания (6827 расследований, или 98,4%).

Установлено, что Роспотребнадзором в отсутствие утвержденного плана по информатизации на 2015 г. были заключены и оплачены госконтракты в этой области на сумму 24 млн руб. При этом план информатизации был утвержден только в конце финансового года.

Отдельно на Коллегии были отмечены нарушения, выявленные в ходе проверки деятельности подведомственного Роспотребнадзору Федерального бюджетного учреждения науки «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» (далее – ФБУН «ЦНИИ эпидемиологии»). Среди прочего были установлены признаки аффилированности должностных лиц ФБУН «ЦНИИ эпидемиологии» с рядом лиц коммерческих организаций, что может свидетельствовать о наличии коррупционных рисков.

Кроме этого, одним из показателей исполнения госзадания ФБУН «ЦНИИ эпидемиологии» по проведению прикладных научных исследований в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являлось количество утвержденных отчетов по НИР. Вместе с тем, учреждением не сформировано и не утверждено ни одного отчета, оформленного в установленном порядке. В связи с этим надлежащим образом подтвердить исполнение учреждением госзадания на сумму 46,3 млн руб. не представляется возможным.

Выявлены факты неэффективного использования имущества ФБУН «ЦНИИ эпидемиологии», принятого на баланс учреждения, но не используемого на момент проверки в течение от 60 до 1 825 дней, к примеру, это касается системы для высокопроизводительного секвенирования ДНК и системы для автоматизированной подготовки микросфер с ДНК на сумму 15,5 млн руб.

Также выявлены риски срыва ввода в эксплуатацию ФБУН «ЦНИИ эпидемиологии» экспериментальной биологической лаборатории (вивария), расположенной по адресу г. Москва, ул. Новогиреевская, дом 3А, в связи с несоответствием проектной документации на объект.

Кроме того, установлены нарушения в части соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных граждан, гарантированных им в ст.5 Федерального закона №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека». В частности, проверка показала, что база данных на лиц, в крови которых выявлен ВИЧ («АСОДОС»), не соответствует требованиям безопасности персональных данных: отсутствуют защитные и криптографические модули, защита информации осуществляется стандартными средствами операционной системы Windows 98 (вход в систему через ввод пароля). В данной связи существует риск несоблюдения врачебной тайны и компрометации персональных данных ВИЧ-инфицированных пациентов, проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации. Более того, в ходе проверки базы данных были выявлены факты, свидетельствующие о значительных дефектах и недостоверности содержащейся в ней информации, в том числе дублирующие и неуточненные данные.

По итогам проверки направлены представления в Роспотребнадзор и ФБУН «ЦНИИ эпидемиологии», информационное — в Правительство Российской Федерации, обращение и материалы – в Генеральную прокуратуру, заключение – в ФСБ и палаты Федерального Собрания.