Дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2016 года составила 11 млрд руб., за 2015 год она уменьшилась практически в 2 раза. 98,9% общей суммы дебиторской задолженности сложилась в связи с авансовыми платежами по госконтрактам в рамках реализации ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015-2020 годы)». Кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2016 года сложилась в сумме 2,2 млрд руб., уменьшившись за 2015 год на 24,1%. 97,8% общей суммы кредиторской задолженности приходится на межбюджетные трансферты.

В ходе проверки установлено, что Минздрав в декабре 2015 года в отсутствии решений Президента или Правительства России перечислил международным организациям добровольных взносов на сумму свыше $886 тыс. (63 млн руб.).

Расходы по государственной программе «Развитие здравоохранения» в 2015 году исполнены в сумме 377,9 млрд руб., или 98,1% планового показателя, в том числе 63% этих средств приходится на Минздрав России. Проведенный анализ показал, что при увеличении финансирования госпрограммы в 2015 году на 36,6% по сравнению с 2014 годом, достижение целевых показателей имеет разнонаправленный характер.

Так, достигнуты значения показателей по младенческой смертности, смертности населения от болезней системы кровообращения, от туберкулеза и дорожно-транспортных происшествий, уровня заработной платы медицинских работников и ряд других.

В то же время не достигнуты целевые значения по 9 показателям из 60, собираемым до 1 июня 2016 года, включая показатель смертности населения (13 вместо 12,5 на 1000 населения), ожидаемой продолжительности жизни (71,4 года вместо 72 лет), обеспеченности врачами (37,1 вместо 40,2 на 10 тыс. населения), охвата населения диспансеризацией (21% вместо 23%).

Выявлены недостатки при формировании государственного задания в 12 учреждениях при имеющихся на счетах остатках средств. Например, на начало 2015 года на счетах ФГБУ «Федеральный центр нейрохирургии» Минздрава сформировались остатки в размере 148 млн руб. В 2015 год учреждение дополнительно получило субсидию на выполнение госзадания в размере свыше 1 млрд руб., которая была использована в полном объеме. При этом остаток субсидии 2014 года не расходовался и перешел на 2016 год.

Необъективно произведен расчет ряда нормативных затрат. Например, на выполнение государственной работы по забору, переработке, хранению, транспортировке и обеспечению безопасности гемопоэтических стволовых клеток. При установленном объеме субсидии на эти цели учреждениями госзадания перевыполнены в 2 и более раз. В результате фактические расходы учреждений в расчете на единицу работы сложились ниже нормативных затрат в 2 с половиной раза.

Такая же ситуация складывается и по расчетам нормативных затрат на проведение суд-медэкспертиз, где фактическая стоимость работ сложилась ниже установленных нормативов почти в 4 раза.

Минздравом осуществлялся ненадлежащий контроль за выполнением подведомственными учреждениями госзадания. К примеру, ФГБУ санаторий «Жемчужина» Минздрава в 2015 году не было исполнено госзадание по оказанию санаторно-курортной помощи (выполнение составило 61,6%). При этом субсидия, предоставленная на финансовое обеспечение выполнения госзадания, санаторием полностью использована, что свидетельствует о неэффективном расходовании субсидии в размере 14,3 млн руб.

Кроме того, при проверке подведомственных Минздраву ФГБУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н.Федорова», ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева» и ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр» установлено, что учреждениями представлялись в министерство отчеты о выполнении научно-исследовательских работ в рамках госзадания по факту являющиеся уже выполненными (частично выполненными) и защищенными диссертационными работами или ранее опубликованными исследованиями.

Также нарушения при выполнении государственного задания установлены в отношении подведомственного министерству ФГБУ «Центр информационно-технологической и эксплуатационной поддержки».

Так, Минздравом России в 2015 году данному Центру информационных технологий установлено госзадание по доработке геоинформационной системы ведения федеральных объектов здравоохранения. Центр, не имея возможности выполнить эти работы, заключил контракт с ООО «РусТрансДата» на 17 млн руб. Данное общество имеет уставной капитал 20 тыс. руб. и всего 5 сотрудников.

В соответствии с техническим заданием ООО «РусТрансДата» было обязано создать схему территориального планирования федеральных объектов здравоохранения, отвечающую требованиям Градостроительного Кодекса и постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 г. № 198.

Приемка выполненных работ осуществлялась Комиссией, куда входили сотрудники Минздрава России. Между тем, работы, принятые и оплаченные в полном объеме, не соответствовали техническому заданию. Минздрав России в мае 2015 года направил разработанную схему терпланирования в Минэконоразвития России на согласование. Однако Минэкономразвития отказало в согласовании схемы как не отвечающей положениям Градостроительного кодекса и постановлению Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 г. № 198.

При этом в нарушение указанного постановления Минздрав России не обеспечил доработку схемы в месячный срок. Повторно в Минэкономразвития документ был направлен только в январе 2016 года, на который повторно дано отрицательное заключение. Также отрицательные заключения были представлены Московской областью и Краснодарским краем.

Данные факты требуют проверки компетентных органов.

Минздравом России в 2015 году регионам предоставлено межбюджетных трансфертов на общую сумму свыше 100 млрд руб., большинство которых направлено на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.

При этом в ходе проверки выявлено, что в нарушение Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, субвенция на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан была рассчитана Минтрудом России исходя из предоставленной Пенсионным фондом численности граждан на 1 ноября 2014 года, а не на 1 октября того года, как регламентировано постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864. В результате до регионов Минздравом были не доведены средства в объеме свыше 2 млрд руб. Субвенция на 2016 год также занижена более, чем на 4,5 млрд руб.

Расходы по ФАИП в 2015 году Минздравом России исполнены в сумме 15,4 млрд руб., или 99,5% планового показателя. ФАИП включает строительство 52 объектов, 17 из которых подлежали к вводу в 2015 году. По факту было введено 8 объектов, по 4 объектам сроки перенесены на 2016 год, по остальным объектам решения не приняты. Часть объектов строятся регионами самостоятельно, однако министерство не осуществляло должного контроля за выполнением регионами условий заключенных соглашений. Так, по республикам Ингушетия и Северная Осетия-Алания были установлены факты неисполнения ими своих обязательств по финансированию объектов строительства. К примеру, Ингушетией в 2015 году строилось 5 объектов, на которые Республика должна была направить более 41 млн руб. По факту профинансировано менее 11 млн руб. По 2 объектам, которые введены в 2015 году, финансирование из бюджета Республики вообще не осуществлялось, строительство велось лишь за счет федеральных средств.

Было выявлено, что Минздравом не в полном объеме реализованы полномочия по нормативно-правовому регулированию. Не были приняты следующие документы, разработку которых предусматривает федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: порядок организации санаторно-курортного лечения и перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения; порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности, форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ; порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи; порядок ведения информационных систем в сфере здравоохранения; порядок ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности. Также Минздравом не было утверждено 10 административных регламентов, необходимых для выполнения Росздравнадзором своих функций и предоставления государственных услуг, в том числе по выдаче сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах; по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, по осуществлению лицензионного контроля фармацевтической деятельности и т.д.

Минздравом России согласован с Минкомсвязью в конце 2015 года, но не был утвержден план информатизации на 2015 год, однако в нарушение постановления Правительства Российской Федерации № 365 министерством было направлено на информатизацию здравоохранения свыше 700 млн руб.

Кроме этого, было установлено, что подведомственные Минздраву учреждения не обеспечили регистрацию вещных прав в отношении 864 объектов (18%) недвижимого имущества и 36 земельных участков (4%).

Параллельно с проверкой в Минздраве России осуществлены контрольные мероприятия в подведомственном Минздраву России ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава.

Учреждению на выполнение государственного задания была предоставлена субсидия в размере свыше 1,1 млрд руб. Однако при оценке полноты и качества выполнения госзадания установлен ряд нарушений, в том числе нарушения сроков рассмотрения документов, направляемых в учреждение Минздравом России в целях проведения различных видов экспертиз лекарственных препаратов. В заседаниях комиссий экспертов, рассматривающих данные документы и результаты выполненных экспертиз, принимали участие лица, не включенные приказом учреждения в состав комиссии, что несет риск недостоверности принимаемых такими комиссиями решений. Учреждением не соблюдались процедуры проведения экспертиз лекарственных препаратов на качество и безопасность. Экспертиза качества вакцин требует проведения исследования на полисахариды. Однако учреждение такого оборудования в 2015 году не имело.

Представления об устранении нарушений будут направлены в Минздрав и ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава. Информационные письма – в ПФР и Минфин. В Минфин также будет направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения в отношении республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания. Обращения — в СК России и Генпрокуратуру. Заключение – в палаты Федерального Собрания.