28 апреля 2021 г. состоялось заседание межведомственной рабочей группы по обеспечению предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата, в котором приняли участие представители Минтруда России, Минфина России, Минпромторга России, Минцифры России, Казначейства России, Банка России, АО «Национальная система платежных карт», Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы», Ассоциации «АУРА-Тех», представители кредитных организаций, разработчиков программных решений для розничной торговли, продавцов и производителей технических средств реабилитации.

С вступительным словом о предпосылках внедрения механизма электронных сертификатов как инструмента реализации мер государственной поддержки населения, его преимуществах и перспективах дальнейшего масштабирования выступила заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Ольга Баталина.

Уже в 2021 году граждане с инвалидностью смогут получать средства реабилитации по электронному сертификату. Такую возможность обеспечит запуск Государственной информационной системы электронных сертификатов, оператором которой определено Федеральное казначейство. Положение о ней ранее утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин. Государственная информационная система обеспечит учет сертификатов, а главное, заметно упростит процесс получения средств реабилитации.

Начальник Управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства Оксана Рудь рассказала о целях и задачах создания, архитектуре системы, особенностях ее взаимодействия с иными государственными информационными системами, процедурах подключения к ней магазинов. В новой системе будут собраны все данные о средствах реабилитации, которые можно приобрести по электронному сертификату. Платформа будет взаимодействовать с Единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО), где уже содержатся сведения о праве граждан на те или иные меры социальной защиты. Кроме того, платформу синхронизируют с Единым порталом государственных и муниципальных услуг. Через него люди с инвалидностью смогут подавать заявления на получение электронных сертификатов. Этот сервис станет доступен с октября 2021 года.

В ходе заседания также выступили директор Департамента по делам инвалидов Минтруда России Дмитрий Лигомина и заместитель директора Операционно-технологического департамента АО «Национальная система платежных карт» Максим Крукелис. Электронный сертификат будет связан с имеющейся у гражданина картой «Мир», используя которую осуществляется оплата товаров, работ или услуг. Приобрести средства реабилитации можно в магазинах из перечня, который будет представлен на сайте государственной информационной системы. Подключение магазинов осуществляется на добровольной основе. Проведение расчетов обеспечивается в рамках стандартных процедур платежной системы «Мир». При этом кредитные организации обеспечат зачисление средств на счета магазинов в срок, предусмотренный для операций по картам «Мир», и не вправе взимать с магазина большее вознаграждение за операции по электронным сертификатам, чем это предусмотрено по операциям с картами «Мир».

В ближайшие годы механизм электронных сертификатов планируют распространить на обеспечение граждан лекарствами, медицинскими изделиями и лечебным питанием. Таким образом, процесс получения товаров и услуг людьми, которые нуждаются в социальной поддержке, станет проще, удобнее и быстрее.

Михаил Мишустин также подписал постановление о формировании и утверждении перечней товаров, работ и услуг, которые можно получать по электронному сертификату. За федеральный сегмент будут отвечать Минтруд России и Минздрав России, за региональный – местные власти. Федеральный закон «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» был подписан Президентом России Владимиром Путиным в конце декабря 2020 года.