15 апреля Арбитражный суд Волго-Вятского округа отклонил кассационную жалобу администрации города Владимира об обжаловании решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда в отношении Департамента образования Владимирской области. Напомним, 7 февраля 2019 года администрация областного центра распространила информацию о том, что подала в суд на региональные власти с целью взыскания из областного бюджета убытков в размере более 951 млн рублей. По мнению мэрии, эти средства должны быть дополнительно перечислены на заработную плату нянь и работников других вспомогательных специальностей в детских садах муниципалитета.

Однако в прошлом году Арбитражный суд Владимирской области и затем Первый арбитражный апелляционный суд постановили, что убытки отсутствуют и субвенции городу Владимиру на содержание муниципальных дошкольных учреждений выдаются в полном соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная образовательная организация осуществляет в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность, а также присмотр и уход за детьми. При этом полномочия по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми разделены. Пунктом 3 части 1 статьи 8 «Закона об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях через предоставление субвенции местным бюджетам. Эти субвенции включают расходы на оплату труда тех, кто обеспечивает образовательный процесс, а также на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъекта.

Во исполнение норм федерального законодательства в Законе Владимирской области от 24.12.2018 № 131-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение госгарантий на получение общедоступного дошкольного образования, но не на присмотр и уход за детьми в муниципальных организациях, ведущих образовательную деятельность. Методика расчёта субвенции утверждена приложением 2 к Закону области от 12.08.2013 №86-ОЗ, а формула расчёта нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях – постановлением Губернатора области от 09.09.2013 №998, действовавшим в период спора.

Финансирование присмотра и ухода за детьми в муниципальных организациях, ведущих образовательную деятельность, отнесены к полномочиям учредителей этих организаций – администраций муниципальных районов и городских округов (пункт 3 части 1 статьи 9 «Закона об образовании в Российской Федерации»).

Исследовав материалы дела и доводы сторон, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришёл к выводу о том, что расчёт размера субвенции осуществлён ответчиком в соответствии с нормами федерального и областного законодательства, действующими в период спора, и перечисление субвенций истцу произведено в полном объёме. Администрации города Владимира отказано в удовлетворении кассационной жалобы, состоявшиеся судебные решения оставлены без изменений.