Регионам не хватает финансирования и нормативного регулирования для эффективного исполнения переданных им полномочий в сфере обязательного медицинского страхования. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам анализа предоставления и расходования субвенций, направляемых из бюджета ФОМС территориальным фондам ОМС.

«Финансовое обеспечение переданных регионам полномочий в сфере ОМС осуществляется с значительной разницей между субъектами Российской Федерации — до 3,45 раз в расчете на одно застрахованное лицо, при этом, размер субвенции является недостаточным. В ходе анализа выявлены признаки, которые могут указывать как на наличие скрытого дефицита финансирования территориальных программ ОМС, так и на недостатки планирования и исполнения объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС. Кроме того, установлено, что у медицинских организаций недостаточно средств ОМС для финансирования текущих расходов», – сообщила на Коллегии заместитель Председателя Счетной палаты Галина Изотова.

Анализ показал, что в структуре затрат системы ОМС доминируют затраты на оплату труда, составляющие в среднем по Российской Федерации 68,9%. «Однако в отдельных случаях указанный показатель достигает 91%, что свидетельствует о недофинансировании других статей расходов», – пояснила Галина Изотова.

Также установлено, что в ряде регионов неоплаченные объемы медпомощи, оказанной сверх плана, достигают 13 — 18% от утвержденных значений, в то время как в других субъектах РФ сверхплановые объемы отсутствуют, что указывает на наличие скрытого дефицита финансирования.

Кроме того, оценить потребность в финансировании базовой программы ОМС в настоящее время не представляется возможным, так как стандарты оказания медицинской помощи утверждены не по всем заболеваниям и охватывают преимущественно стационарную помощь. «По большинству заболеваний отсутствуют утвержденные клинические рекомендации, которые должны быть положены в основу оценки финансовых обязательств системы ОМС», – заявила Галина Изотова.

Несовершенна, по мнению Счетной палаты, и действующая Методика распределения субвенций. Так, применяемые при расчете коэффициента дифференциации неценовые коэффициенты хотя и отражают различия в характеристиках регионов, напрямую не влияют на различия в стоимости медицинской помощи по субъектам Российской Федерации.

«При расчете коэффициента дифференциации не учитываются региональные балансы по межтерриториальным расчетам за медпомощь, оказанную за пределами территории страхования. Расчет коэффициента дифференциации напрямую не учитывает разницу в стоимости некоторых товаров и услуг, составляющих существенную долю в затратах средств ОМС. В частности, не учитывается напрямую разница в стоимости лекарственного обеспечения. На наш взгляд, должны создаваться условия для объективного и сбалансированного учета взаимосвязи между ценовыми составляющими коэффициента и объективными особенностями каждого региона, влияющими на стоимость оказания медицинской помощи», – отметила зампред Счетной палаты.

На Коллегии присутствовала Председатель Фонда Елена Чернякова. Она согласилась с выводами Счетной палаты, в том числе в части необходимости нормирования расходов на выполнение полномочий в сфере ОМС. «Конечно же, полномочия должны быть нормированы. И мы об этом говорили в ходе принятия нового закона о внесении изменений в систему обязательного медицинского страхования. Также уже приняты изменения в законодательство об усилении контроля за реализацией переданных полномочий, в том числе в сфере ОМС. Сейчас прорабатываем с Минздравом критерии оценки и ответственность, которая должна быть в случае недостижения тех параметров, которые были определены в рамках переданных полномочий регионам в сфере ОМС», – сообщила она.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ распределения, предоставления и расходования субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, а также оценка влияния особенностей субъектов Российской Федерации на размер выделяемой субвенции»