Госпрограмма «Юстиция» в последние годы находилась в числе лидеров как по исполнению расходов, так и достижению ключевых показателей. Однако анализ Счетной палаты показал, что ежегодно демонстрируемые высокие результаты недостаточно репрезентативны и не позволяют объективно оценить достижение поставленных в госпрограмме целей и задач. 

«Ежегодное высокое выполнение плановых значений показателей госпрограммы «Юстиция», а также высокий уровень кассового исполнения расходов (до 99,9%) не могут объективно характеризовать успешность достижения целей госпрограммы и ее эффективность ввиду их крайне слабой взаимосвязи между собой и целями госпрограммы», – сообщила на Коллегии аудитор Татьяна Блинова.

Одна из ключевых проблем, на которую обратила внимание СП в ходе анализа, – это отсутствие документов стратегического планирования, устанавливающих приоритеты и цели в сфере юстиции.

Цели госпрограммы «Юстиция» (преодоление правового нигилизма; развитие в обществе правовой модели поведения граждан; поддержание устойчивого уважения к закону) определены в отсутствие первоначальных, промежуточных и конечных критериев или показателей уровня отношения общества к закону. Ожидаемые результаты госпрограммы не представлены в виде качественных и количественных характеристик и конкретных завершенных событий, позволяющих однозначно оценить результаты ее реализации.

«Мы видим, что цели госпрограммы направлены на развитие общественных отношений в целом и являются общественно значимыми, однако они не соответствуют критериям измеримости, достижимости и конкретности. Показатели госпрограммы не позволяют охарактеризовать их ни качественно, ни количественно. Это усложняет оценку результатов их достижения и создает риск, что цели госпрограммы не будут реализованы к установленному сроку (к 2026 году)», – отметила Татьяна Блинова.

Кроме того, недостаточно проработана и стабильна система показателей госпрограммы и входящих в нее подпрограмм. Практически ежегодно (с 2013 по 2020 год) они изменялись. Так, минимальное общее число показателей составляло 36 единиц (в 2014 и 2015 гг.), а максимальное – 49 (в 2016 г.). Количество показателей, характеризующих выполнение задач непосредственно самой госпрограммы, варьировалось от 8 до 12. Из них только 3 показателя остались неизменными с начала реализации ГП «Юстиция».

«В ходе реализации госпрограммы выполнение плановых значений показателей достигало 97,5%. При стабильной системе показателей полученные результаты свидетельствовали бы о позитивной динамике. Однако повышение уровня выполнения показателей приходится на период внесения значительных изменений в систему показателей (2016 и 2017 годы), что не позволяет достоверным образом оценить прогресс в достижении целей и решении задач госпрограммы, ее подпрограмм и ФЦП», – пояснила аудитор.

На низком уровне находится и система управления рисками госпрограммы. Как показал анализ, она описывает только отдельные виды рисков (основные – нормативно-правовые риски и риски недофинансирования). При этом полноценная система, включающая полный перечень рисков, меры их минимизации и способы управления, не создана.

На Коллегии присутствовал замминистра юстиции Али Алханов. Он с выводами Счетной палаты согласился и сообщил о готовности министерства исправить все недочеты. «Количественно оценить степень приближения к нашим целям действительно трудно, особенно это касается вопроса преодоления правового нигилизма в обществе. Над этим вопросом будем работать. Министром уже даны поручения о детальной проработке целей в соответствии с миссией Минюста России и с учетом рекомендаций Счетной палаты. Надеюсь, что совместными усилиями нам удастся вывести эффективность этой работы на более качественный уровень», – заявил он.