В повестке: об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2020 года, о расширении льгот по ипотеке для многодетных, о поддержке бюджетов регионов, о расширении цифровых практик в рыболовстве, о регулировании автобусных перевозок.

Вступительное слово Михаила Мишустина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде чем приступить к повестке, хочу сказать об одной важной теме.

По указу Президента в ближайшие годы в стране должно быть создано не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня. Они объединят ведущие университеты, научные организации, компании реального сектора экономики. Именно на базе таких центров возможно выстроить современную модель исследований и разработок, готовить квалифицированных специалистов для решения масштабных научно-технологических задач.

На этой неделе  Правительство подвело итоги конкурсного отбора научно-образовательных центров, которым будет предоставлена государственная поддержка.

Отобрано пять центров, большинство из которых – межрегиональные. Это «Инженерия будущего», «Передовые производственные технологии и материалы», «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования», «Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня» и «ТулаТЕХ». Все они обладают высоким научно-исследовательским, кадровым потенциалом и развитой инфраструктурой.

Это уже вторая пятёрка победителей правительственного конкурса. Первые пять научно-образовательных центров, которые расположены в Пермском крае, Нижегородской, Тюменской, Белгородской и Кемеровской областях, уже получили гранты. На это было направлено более 700 млн рублей.

Дальнейшее развитие таких центров позволит не только выполнить задачу, поставленную Президентом, но и даст возможность отечественной науке добиться новых успехов мирового значения, а также повысить научный потенциал российских регионов.

Сегодня в повестке заседания Правительства – вопрос об исполнении федерального бюджета за девять месяцев текущего года. В этом году финансы многих стран оказались под воздействием мощнейших шоков, в том числе и у нас в России. Распространение коронавирусной инфекции привело к снижению деловой активности, что не лучшим образом сказалось и на нефтяных ценах.

Тем не менее, несмотря на все вызовы, Правительству удалось не только обеспечить сбалансированность федерального бюджета, но и выделить необходимые средства на реализацию антикризисных мероприятий. Такой подход – наряду с оперативностью действий – повысил эффективность поддержки граждан, прежде всего семей с детьми, а также позволил оказать помощь пострадавшим отраслям, малым и средним предприятиям, принять меры, необходимые для укрепления системы здравоохранения.

Запланированные на эти три квартала социальные обязательства были выполнены в полном объёме, а финансирование национальных проектов даже выросло. Важно продолжить работу по повышению эффективности и равномерности расходования финансов.

Кроме того, рассмотрим сегодня законопроект, который расширяет возможности одной из самых востребованных мер социальной поддержки – льгот по ипотеке для семей с тремя и более детьми. В счёт погашения жилищного кредита они имеют право получить от государства до 450 тыс. рублей. Этим уже воспользовались почти 50 тысяч российских семей. Теперь многодетные родители смогут использовать эти средства не только на покупку или постройку индивидуального жилья, но и на приобретение строящегося объекта по договору об участии в долевом строительстве, а также для ремонта или паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива.

Теперь о поддержке регионов. Сегодня примем решение о выделении ещё одного транша помощи на обеспечение сбалансированности их бюджетов. Направим на эти цели 10 млрд рублей. Таким образом, общий объём дополнительной поддержки субъектов Российской Федерации составит 300 млрд рублей.

Средства получат ещё 25 регионов. Это поможет им выполнить социальные обязательства в текущем году – выплатить заработную плату, закупить лекарства, поддержать жилищно-коммунальное хозяйство, а также реализовать проекты, которые нужны, чтобы обеспечить людям комфортные условия для проживания.

Ещё один законопроект расширяет цифровые практики в сфере рыболовства. Правительство предлагает проводить торги по рыбе и другим видам водных биоресурсов в электронной форме. Это максимально открытая процедура, в которой все конкурируют на равных. Наблюдать за ходом аукциона можно в дистанционном режиме. Это удобно для всех участников.

В полном объёме регулирование по электронным аукционам начнёт действовать со следующего года. При этом ряд рыболовных участков исключены из такого регулирования. Прежде всего те, где занимаются традиционным промыслом коренные народы Севера, Сибири, Дальнего Востока, а также участки, в отношении которых договоры для промышленного рыболовства были заключены ранее.

Кроме того, в законопроекте предусмотрены меры, которые помогут сделать электронные аукционы более защищёнными. Будет создан реестр недобросовестных участников, присутствующих на торгах фиктивно, без заключения договора. Им будет отказано в участии в этих аукционах.

В повестке заседания Правительства вопрос, уточняющий процедуру выполнения автобусных перевозок. Это важная сфера, поскольку касается прежде всего безопасности пассажиров.

Подготовленные поправки в закон об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом устраняют ряд избыточных административных барьеров для перевозчиков. Будет модернизирована система ведения реестра остановочных пунктов на межрегиональных направлениях, уточнены критерии проведения конкурсов на новые маршруты, определён порядок выдачи дубликатов свидетельств. При этом чётко определяются сроки, в течение которых перевозчик должен выйти на изменённый межрегиональный маршрут, и закрепляется обязанность заблаговременно сообщать органам власти и владельцам автовокзалов об изменении тарифов на регулярные перевозки, чтобы это не стало неприятным сюрпризом для пассажиров.

Это лишь часть изменений, которые направлены на создание понятных и комфортных условий работы перевозчиков. Эти решения помогут обновлению автобусного парка в регионах, а также позволят повысить безопасность перевозок и сделать их более комфортными для пассажиров.