Проблема незавершенного строительства – один из стопоров экономического развития. Десятки тысяч недостроенных, брошенных на полпути, не введенных в эксплуатацию объектов разбросаны по всей стране. И это не просто точки на карте, а так и не появившиеся школы, детские сады, больницы, поликлиники, дороги и другие объекты инфраструктуры, которые стоят бюджету триллионы рублей. Решить проблему поможет глубинный анализ ситуации, непрерывный мониторинг и системный подход. Такое мнение высказала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, открывая онлайн-конференцию «Борьба с незавершенным строительством как драйвер развития регионов», которая прошла сегодня в рамках Форума стратегов-2020.

«Прошел год с нашей прошлой проверки, посвященной незавершенному строительству, по итогам которой были зафиксированы две приоритетные задачи: вовлечь в экономику существующий недострой и земельные участки под проблемными объектами и не сгенерировать «новые» проблемные объекты. Однако мы по-прежнему констатируем масштабность и многогранность этой проблемы, особенно с так называемыми «брошенными объектами» и «долгостроем»», – констатировала Светлана Орлова.

Она напомнила, что проблема незавершенного строительства – одно из приоритетных направлений Счетной палаты. Контрольное ведомство не только проводит проверки и следит за ситуацией с незавершенным строительством, но и активно участвует в решении проблемы: постоянно инициирует обсуждение темы на различных экспертных площадках и дает свои предложения.

«Можно сказать, что СП стала драйвером в решении проблемы незавершенного строительства и выступила модератором данной работы. В том числе, мы предоставили качественную оценку и открытые, актуальные данные для всех участников процесса», – подчеркнула аудитор.

Ее единогласно поддержали все участники дискуссии, среди которых были представители Минстроя, Минэкономики, Казначейства, Росстата и ЦСР. Они отметили неоценимый вклад СП в налаживание работы по сокращению ОНС. Участники отметили, что за год совместной работы в разы улучшилось качество межведомственного взаимодействия, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

«Так системно, как сейчас проблема с незавершенным строительством еще не была обозначена. Благодаря тому, что Счетная палата возглавила эту работу, мы имеем полноценное межведомственное взаимодействие. И у нас нет другого варианта, кроме как завершить эту работу, увеличив экономическую эффективность от вложения бюджетных средств, совместно приняв правильные управленческие решения», – оценил вклад Счетной палаты в решение проблемы с ОНС глава Минстроя Владимир Якушев.

Он также представил алгоритм действий Правительства по решению проблемы «незавершенки»: «Сначала должна быть произведена оценка каждого объекта, в рамках которой станет понятно, в каком состоянии он находится, сколько времени и средств необходимо на достройку, а также целесообразно ли его вообще достраивать. После подготовки необходимой нормативной документации и выделения средств Минфином к работе подключится Минстрой, который будет отвечать за физическое исполнение данной работы».

Тем временем Счетная палата совместно с коллегами из региональных контрольно-счетных органов ведет свою оценку ситуации, которая пока не улучшается.

«Год спустя мы по-прежнему фиксируем непростую ситуацию с решением регионами задачи снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства. Только 10 регионов утвердили планы по снижению ОНС, и назначили ответственные органы исполнительной власти по учету ОНС. При этом 30 регионов до настоящего времени не реализовали ни одной из перечисленных мер. Из этого мы делаем вывод, что органы исполнительной власти в регионах должным образом не организовали системную работу по сокращению ОНС», – отметила Светлана Орлова.

Однако положительные примеры все-таки есть. Один из них – пилотный проект по сокращению ОНС в Республике Дагестан, который СП реализует совместно с региональными властями. Светлана Орлова со своей стороны высоко оценила работу руководства Дагестана в рамках реализации проекта. Строящиеся в регионе объекты, по её словам, имеют большую социальную значимость.

«Именно на примере Дагестана мы видим, что каждый уровень власти: региональный, федеральный и муниципальный должны в рамках своих конституционных полномочий решетить проблему незавершенного строительства. Здесь и нормотворчество, и методология, и информационные ресурсы — необходимо использовать все возможные механизмы», – подчеркнула аудитор.

Всего в Республике Дагестан на начало года насчитывалось 1354 объектов незавершенного строительства на сумму 41,4 млрд рублей. О проблемах, с которыми сталкивается регион в работе по их сокращению, рассказал врио главы Дагестана Сергей Меликов.

«В ходе инвентаризации мы выявили несоответствие документации по ряду объектов незавершенного строительства, в том числе по объемам выполненных работ и фактически произведенным расходам. Длительные сроки приостановки строительства и не проведенная соответствующим образом консервация объектов привела к их физическому износу. Для того чтобы принять решение об экономической целесообразности их завершения проведено инструментальное обследование и строительно-техническая экспертиза объектов-долгостроев. Учитывая капиталоемкость и конструктивную сложность объектов, ранее финансировавшихся из федерального бюджета, мы нуждаемся в софинансировании из федерального бюджета. По объектам, строительство которых было начато регионом и финансировалось из республиканского бюджета, затраты на их завершение Республика возьмет на себя», – заявил он.

Отдельной темой дискуссии стала так называемая негосударственная «незавершенка». Как отметила Вице-президент Центра стратегических разработок Наталья Трунова, частный недострой порой сводит на нет работу властей. «Мы видим примеры, когда государство вкладывается в улучшение городской среды, а с частным недостроем сделать ничего не может. В результате, мы получаем недовольство граждан. Необходимо ввести меры в отношении таких объектов: либо экономические, с увеличением налоговой базы при длительном простое таких объектов, либо принудительные, при которых у органов исполнительной власти появится возможность изъять данный объект через суд по истечению соответствующего срока простоя», – считает она.

В заключение Светлана Орлова рассказала о дальнейших планах Счетной палаты в сфере незавершенного строительства. В частности, она проанонсировала новинки информационной панели* по незавершенному строительству, которые будут доступны до конца этого года: появится возможность пообъектного контроля, мониторинга ОНС по сферам деятельности и выделения социально значимых ОНС. Также в ближайшее время Счетная палата примет участие в общероссийском совещании по вопросам незавершенного строительства под руководством заместителя председателя Правительства Марата Хуснулина. Там ведомство еще раз обозначит свою позицию о необходимости принятия системных мер по сокращению ОНС.

«Для нас незавершенное строительство – маркер качества управления государственной системы всех уровней, ее отношения к нуждам граждан нашей страны. Это показатель компетентности государственных служащих и их отношения к бюджетным средствам, к налогоплательщикам. Со своей стороны еще раз обращу внимание, что по теме незавершенного строительства мы будем непрерывно вести работу до перелома ситуации в лучшую сторону, до получения уверенности в том, что дальше налаженная система не будет генерировать новые проблемы. В конце текущего года об итогах нашей работы и деятельности органов исполнительной власти будет доложено Президенту Российской Федерации», – подытожила Светлана Орлова.