Уважаемый Александр Николаевич, уважаемые коллеги!

Благодарю вас за приглашение на съезд Российского союза промышленников и предпринимателей.

Рад приветствовать участников съезда не только как ведущих работодателей нашей страны, но и как представителей стороны социального партнерства Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовой сферы.

В нашей стране создан уникальный механизм обеспечения баланса интересов работодателей и работников на всех этапах принятия решений. Значимые в социально-трудовой сфере документы – от коллективного договора до федерального бюджета – рассматриваются социальными партнерами. В условиях пандемии работа нашего трехстороннего партнерства стала особенно напряженной. Требовалось оперативно принимать меры по регулированию трудовых отношений в новых условиях. Совместно нам удалось выработать востребованные и своевременные решения.

Пандемия нанесла серьезный удар рынку труда. Благодаря принятым мерам поддержки, мы избежали взрывного роста безработицы, как это произошло во многих западных странах. Был принят довольно широкий спектр мер поддержки и населения, и бизнеса, в том числе для малого и среднего бизнеса вдвое были снижены страховые взносы на зарплаты выше МРОТ.

Тем не менее, на протяжении 6 месяцев статистика фиксировала рост безработицы. На поддержку безработных граждан в общей сложности было направлено более 180 млрд рублей.

Как и прогнозировалось Минтрудом ранее, мы прошли пик по численности безработных граждан в третьем квартале. По данным Росстата, в сентябре уровень безработицы составил 6,3% после 6,4% в августе.

Численность зарегистрированных в службах занятости тоже постепенно снижается. Сегодня это уже 3 млн 584 тыс. человек. По сравнению с пиковым периодом численность зарегистрированных в службах занятости безработных граждан сократилась более чем на 100 тыс. человек.

С начала осени количество принятых на работу граждан почти на 600 тыс. превышает число уволенных.

Растет число вакансий на портале «Работа в России». Если в мае здесь было представлено менее 900 тыс. предложений, то сейчас соискателям доступно порядка 1,5 млн свободных рабочих мест. Мы вышли на докризисные показатели по количеству вакансий.

При этом перед нами стоит большая и сложная задача – вернуть к концу 2021 года занятость на показатели 2019 года. Это межотраслевая задача и, очевидно, что без поддержки бизнеса нам ее не решить.

Сейчас мы совместно с субъектами федерации занимаемся трансформацией работы региональных служб занятости. Из центров по назначению пособий они должны стать экономическими агентами, которые способны оказать реальную помощь как соискателю, так и работодателю.

Уже стартовало переобучение оставшихся без работы граждан, причем программы обучения проходили экспертизу работодателей. Для нас это минимальная гарантия того, что человек, оставшийся без работы, получит востребованные на рынке навыки и сможет трудоустроиться. До конца 2020 года переобучение пройдут 110 тыс. человек.

В 2021 году планируется продолжить переобучение безработных граждан. Мы рассчитываем обучить не менее 115 тыс. человек за счет федеральных средств. Дополнительно действуют региональные программы.

Анализ данных по предлагаемым вакансиям и профессиональным навыкам безработных граждан показывает несоответствие спроса и предложения С учетом этого, мы также обращаем внимание субъектов федерации на активное взаимодействие с работодателями при подготовке программ по переобучению безработных граждан.

Кроме того, работодатели в этом году могут получить поддержку на создание временных рабочих мест. В общей сложности из федерального бюджета выделено 4,1 млрд рублей на более чем 80 тыс. рабочих мест.

Особое внимание уделялось обеспечению занятости наиболее уязвимых категорий граждан.  Совместно с вами подготовлены изменения механизма квотирования рабочих мест. Согласно предложенному проекту, выполнение квоты будет возможно только в случае реального трудоустройства граждан с инвалидностью.

Одновременно предлагается повысить ответственность работодателей за невыполнение квоты по трудоустройству граждан с инвалидностью. Сейчас за невыполнение квоты к административной ответственности привлекаются только должностные лица. Законопроектом предлагается установить такую ответственность и для юридических лиц.

При этом мы понимаем, что у бизнеса есть запрос на дополнительные механизмы по выполнению квоты. В том числе, в наш адрес поступали предложения предусмотреть так называемую «аренду» рабочих мест для граждан с инвалидностью, когда организации в рамках выполнения своей квоты договариваются о частичном возмещении расходов на оплату труда граждан с инвалидностью в другой организации, уже выполнившей свою квоту, но имеющей адаптированные рабочие места и возможность трудоустройства граждан с ограниченными возможностями здоровья. Такие механизмы действуют в отдельных регионах, сегодня мы прорабатываем внедрение этого механизма по всей стране.

Еще один вызов, с которым нам пришлось столкнуться в период пандемии, — это изменившиеся условия труда.

Для того, чтобы своевременно реагировать на изменяющуюся ситуацию, был организован оперативный мониторинг рынка труда и изменились сроки передачи сведений о кадровых событиях в Пенсионный фонд России.

Мы признательны работодателям за оперативную перенастройку подачи отчетности. Это позволило в режиме реального времени отслеживать ситуацию на рынке труда и оперативно принимать необходимые меры.

На работодателей легли дополнительные расходы по обеспечению безопасного труда – маски, перчатки, санитайзеры. Поэтому ранее было принято решение разрешить компенсировать эти расходы за счет страховых взносов на предупредительные меры.

Дополнительно для снижения финансовой нагрузки на работодателей и противодействия распространению коронавирусной инфекции в трудовых коллективах, был введен режим упрощенной дистанционной выдачи больничных листов через Фонд социального страхования для пребывающих из-за границы и работающих граждан старше 65 лет. Соблюдая режим самоизоляции, такие работники получали пособие по временной нетрудоспособности. Выплаты шли напрямую из средств фонда – был задействован механизм «прямых выплат». Это позволило организациям не отвлекать собственные средства даже на короткий срок. В общей сложности было оплачено свыше 4,5 млн больничных листов на общую сумму 48,7 млрд рублей.

Напомню, что сейчас во многих регионах механизм прямых выплат действует и по обычным больничным листам. С 2021 года этот порядок распространяется на всю страну.

Еще одно новшество пандемии – массовый перевод сотрудников на удаленный режим работы. Практика показала, что имевшиеся к началу пандемии механизмы регулирования удаленной занятости были недостаточными. Они не позволяли организациям гибко реагировать на меняющуюся ситуацию и выстраивать трудовые отношения с учетом имеющихся ограничений.

На период самоизоляции правовой вакуум был урегулирован рекомендациями Минтруда. Оперативно были подготовлены поправки в Трудовой кодекс, регулирующие дистанционную занятость.

Основная новация законопроекта в том, что он позволит совмещать работнику и работодателю режимы работы: то есть, часть времени сотрудник сможет трудиться из офиса, часть времени – из дома.

Вопросы организации рабочего места и графика работы предлагается регулировать локальными нормативными актами в пределах установленной нормы часов. При этом порядок оплаты сверхурочной работы при удаленной работе должен быть таким же, как и при работе в офисе.

Также в рамках законопроекта предлагается урегулировать временную удаленную занятость, что позволит работодателям и работникам пересматривать формат занятости на определенный период.

В настоящее время идет подготовка проекта ко второму чтению в Государственной думе.

Сегодня порядка 7% трудоустроенных граждан работают удаленно: это около 3 млн 700 тыс. граждан. И количество этих граждан даже после снятия всех ограничительных мер будет значительным. Поэтому важно внести ясность по тем спорным вопросам, которые возникают у работодателя и работника при организации удаленной занятости.

При этом мы понимаем, что полноценное внедрение дистанционной занятости невозможно без электронного кадрового документооборота.

В январе в своем Послании Федеральному Собранию Президент подчеркивал важность быстрого решения масштабных социальных, экономических, технологических задач, перед которыми стоит страна. Цифровизация социально-трудовой сферы – одна из таких масштабных технологических задач. Внедрение электронного кадрового документооборота упростит привлечение сотрудников из других регионов, оформление трудовых отношений с вахтовиками, регулирование работы в крупных компаниях с региональными представительствами.

В этом году стартовал эксперимент по переходу на электронный кадровый документооборот. С октября у работодателей появилась возможность использовать для этих целей портал «Работа в России». Постепенно увеличивается число кадровых документов, которые могут быть оформлены посредством портала «Работа в России». В общей сложности к эксперименту присоединились свыше 150 организаций, в которых трудятся порядка 500 тыс. человек.

Эксперимент продлится до 31 марта 2021 года. Мы понимаем, что для большого ряда организаций переход на электронный документооборот – насущная потребность. Поэтому уже в ближайшее время начнем готовить законопроект для внедрения электронного кадрового документооборота с учетом наработок участников эксперимента и позиции социальных партнеров.

Еще один вопрос, на котором хотел бы остановиться на этой площадке – новая методика расчета минимального размера оплаты труда.

Со следующего года Правительством предлагается отказаться от устаревшего подхода к определению прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, и перейти к установлению прожиточного минимума в процентном соотношении от медианного среднедушевого дохода, а минимального размера оплаты труда – от медианной заработной платы.

Медианная заработная плата будет рассчитываться Росстатом по полному кругу предприятий на основе данных о начисляемых заработных платах от Пенсионного фонда России.

С учетом этого на следующий год минимальная заработная плата составит 12 792 рубля – плюс 5,5% к уровню этого года.

Напомню, что пересмотреть подход к установлению прожиточного минимума мы договаривались в рамках генерального соглашения на 2018-2020 годы, подписанный всеми сторонами социального партнерства. В завершение отмечу, что по многим вопросам, которые обозначены в Генеральном соглашении на 2018-2020 годы, достигнут серьезный прогресс.

И в ближайшее время нам предстоит завершить доработку соглашения на период 2021-2023 годы и определить дальнейшие направления развития социально-трудовых отношений.