Леса – национальное богатство России, за которым практически не ведется контроль. Сведения по 84,4% площади лесного фонда страны (967 млн га) устарели более чем на 10 лет. В Дальневосточном и Сибирском федеральных округах процент неактуальных данных еще больше. Такие слабые показатели стали следствием сразу ряда факторов.

«Действующая система организации работ по лесоустройству не позволяет в полной мере обеспечить государство и общество актуальной и достоверной информацией о состоянии лесных ресурсов страны», – пояснил аудитор Михаил Мень на Коллегии по итогам проверки, проведенной Счетной палаты по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина.

«Другая причина текущего положения дел – отсутствие достаточного финансового обеспечения выполнения этих работ», – добавил он.

Для актуализации данных, по мнению Счетной палаты, необходимо от 14 до 83 млрд рублей в зависимости от способа таксации.

Общий объем финансирования работ по лесоустройству, куда включена и таксация, в разы меньше. В 2015-2019 годах он составил порядка 6,3 млрд рублей. Чуть больше половины из них (3,3 млрд руб.) поступили из федерального бюджета, остальные – средства регионов и арендаторов. Но и они не всегда идут по прямому назначению.

«В Хабаровском крае свыше 39 млн рублей, выделенных Рослесхозом на проведение лесоустройства, были направлены на тушение лесных пожаров. Всего за проверяемый период регионами не были выполнены плановые объемы лесоустроительных работ на общей площади 3,4 млн га на сумму 137,8 млн рублей», – сообщил аудитор.

Проверка также выявила случаи, когда регионы оплачивали лесоустроительные работы на арендованных участках из средств федерального бюджета. Это не предусмотрено Методикой распределения субвенций. Свыше 500 млн рублей пошли на оплату работ на участках в 8 млн га, которые предоставлены арендаторам под заготовку древесины.

Ситуацию в сфере лесоустройства усугубляют недостатки планирования на федеральном и региональном уровнях. Субъекты Российской Федерации самостоятельно без единого для всех критерия определяют объемы, способы и локацию проведения мероприятий. Порой работы по лесоустройству проводятся не там, где нужно.

«В Республике Карелия под реализацию 7 инвестпроектов в области освоения лесов отданы участки при отсутствии актуальных данных лесоустройства на площади 1,3 млн га. По ряду из них таксация проводилась только в 1998 году», – привел пример Михаил Мень.

Кроме того, контрольное ведомство выявило недостатки нормативной правовой базы, учета данных и проведения торгов. Общий объем нарушений составил более 950 млн рублей.

Счетная палата предостерегает Правительство Российской Федерации от передачи на федеральный уровень полномочий без решения системных проблем в области планирования и проведения работ по лесоустройству. Это может привести к более высоким затратам федерального бюджета.

«Как альтернативу предлагаем поручить Правительству принять комплекс мер для исправления ситуации и повышения эффективности расходования бюджетных средств», – такие рекомендации озвучил аудитор.

В Рослесхозе с выявленными Счетной палатой проблемами согласны. На Коллегии присутствовала заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Анастасия Винокурова. Она сообщила, что Рослесхоз подготовил проект федерального закона, который наряду с планируемой передачей полномочий также учитывает замечания Счетной палаты.

«Проект закона внесен в Правительство, дорабатывается с учетом как раз того поручения, в рамках которого проводилась проверка. В этом законопроекте определен единый федеральный план лесоустроительных работ, определены зоны приоритетных использований лесов», – заявила Анастасия Винокурова.

Ознакомиться с отчетом можно по ссылке:

http://audit.gov.ru/upload/iblock/f1e/f1ececa690699c189ed2eda14fff7413.pdf

Международный опыт: спасаем леса вместе

Сохранение лесов – задача, в той или иной степени актуальная для большинства стран. Сложности у всех свои, но в итоге они одинаково приводят к обезлесеванию и пожарам.

Государственное контрольное управление Соединенных Штатов Америки

Лесной пожар начался летом 2017 г. на юго-западе штата Орегон и уничтожил территорию размером более 190 тыс. акров (около 76 тыс. гектаров) за четыре месяца. На подавление огня было потрачено около 58 млн долл. США. Чиновники Лесной службы и заинтересованные стейкхолдеры обозначили ряд проблем в мерах, предпринятых во время пожара. ВОА сгруппировал их в пять категорий: недостаточно агрессивные меры реагирования, доступность противопожарного оборудования, коммуникация между различными участниками, задействованными в процессе ликвидации пожара, коммуникация с общественностью, мероприятия по сокращению пожарной опасности.

Счетная палата Федеративной Республики Бразилия

В 2010 г. лесные пожары уничтожили 28% федеральных природоохранных территорий Бразилии (1,5 млн гектаров). Национальный парк Эмас сгорел на 90%, Шапада-дус-Веадейрус — на 70%, а Арагуая — на 50%. Согласно результатам аудита, экономическая деятельность в районе Амазонки и в центральной и западной частях Бразилии является основной причиной обезлесения и пожаров. Было установлено, что правительство поощряет развитие сельского хозяйства в регионе путем предоставления кредитов сельским жителям и финансирования строительства скотобоен без надлежащих условий производства, а также инспекций и мониторинга. Кроме того, проверка ВОА выявила, что в Бразилии нет официальных статистических данных для пострадавших от пожаров районов.