— Как вы оцениваете реализацию нацпроекта «Демография» по итогам первого года? Какую оценку ставите себе за работу?

— Особенность проекта в том, что он межведомственный. Помимо нашего министерства на федеральном уровне вовлечены в работу министерства здравоохранения, просвещения и спорта. И по итогам первого года планы у нас перевыполнены. Но задача национальных проектов — чтобы люди почувствовали положительные изменения на себе. И первый год реализации показал, что мы сумели донести информацию о мероприятиях и охватить ими очень много граждан.

— Счетная палата регулярно публикует показатели кассового исполнения нацпроектов. Это формальный или все-таки объективный показатель?

— Кассовое исполнение очень важно, я объясню почему. Мы в течение 2019 года внимательно следили за реализацией всех мероприятий и несколько раз перераспределяли средства с одной статьи на другую. Например, когда видели, что каким-то регионам удалось выполнить показатель, сэкономив некоторую часть бюджета, мы перебрасывали ее на другие мероприятия, где, наоборот, требовалось дополнительное финансирование. Поэтому за кассовым исполнением надо следить обязательно, это не формальность, это мониторинг качества проекта и достаточности финансового обеспечения мероприятий.

— Перед тем как более подробно обсудить федеральный проект «Старшее поколение», хотелось бы узнать ваше личное мнение: не пора ли уходить от формулировки «дом престарелых»?

— Из нашего законодательства этот принцип какого-то эйджизма в названиях учреждений давно ушел, но жизнь немного сложнее, и правоприменение складывается замедленно. Поэтому в регионах мы стараемся сформировать подходы, чтобы в наименованиях учреждений не было ничего дискриминирующего, например никаких «детских садов для пожилых людей», «домов престарелых», «психоневрологических интернатов» и прочего.

Вопрос сейчас больше в другом: эта система организаций сформировалась очень давно, но в последние годы совсем не обновлялась. Регионы часто строили пансионаты без какой-то государственной поддержки, к строительству не было единых требований. Еще в 2014 году с каждым регионом мы разработали дорожную карту, где расписали, какие услуги должны предоставлять на дому, чтобы людям действительно оказывали помощь, а не просто сразу направляли в стационар. Но в силу разных причин не могли найти источники финансирования, и ситуация изменилась только с началом реализации нацпроекта.

Сейчас мы ведем работу по созданию системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами. Это абсолютно новое направление государственной социальной политики на стыке здравоохранения и социального обслуживания. Главная цель — обеспечить людей, нуждающихся в уходе, сбалансированным социальным обслуживанием и медпомощью в привычной, комфортной обстановке.

— Насколько эта сфера интересна благотворительным фондам и волонтерским движениям?

— Благотворительных и добровольческих организаций, которые работают с детьми и помогают семьям, в том числе в сложных ситуациях, связанных со здоровьем, материальным положением, много. В то же время организаций, которые, несмотря на большую долю пожилых людей в обществе, увлеченно занимались бы поддержкой этой категории населения, почти нет, хотя в последние годы здесь наметились некоторые сдвиги. Например, благотворительный фонд «Старость в радость» вместе с нами разрабатывает модель долговременного ухода. Фонд будет консолидировать усилия в каждом регионе и станет таким ресурсным центром для развития как раз благотворительных и негосударственных организаций, которые будут оказывать помощь пожилым и инвалидам.

Мы также активно сотрудничаем с негосударственными организациями, которые являются поставщиками социальных услуг. Сейчас мы работаем над вопросом увеличения для них тарифа, чтобы они могли полностью компенсировать свои расходы на обслуживание пожилых людей.

Мы также решили развивать взаимодействие с частными медицинскими организациями с этого года. Именно врач раньше всего может заметить необходимость для человека каких-то услуг и может передавать эти данные в социальные службы. Соответственно, социальные службы, не дожидаясь обращения человека, заявляют о себе, объясняют, какой пакет услуг они могут оказать, осматривают и делают оценку условий. Такую практику нам сейчас надо отладить во всех 85 регионах, но с 2020 года она будет внедряться в регионах, реализующих пилотный проект по долговременному уходу.

Кроме того, мы верим, что в этом году все, что касается информационной кампании национальных проектов, должно получить новый виток и новый уровень развития за счет того, что правительством была создана АНО «Национальные приоритеты». Организация будет популяризировать эти темы. Сегодня очень много мероприятий реализуется, но не все люди о них знают, а когда человек находится в тяжелой ситуации, ему важно получить все возможные услуги. Поэтому информация должна быть доступной и полной.

— А как будут меняться требования к пансионатам для пожилых людей?

— Минстроем совместно с Минтрудом разработаны и уже приняты новые строительные правила. С ними изменяются правила в отношении инфраструктуры, расположения пансионатов в черте города, создания одноуровневой системы входа и выхода из этих организаций, чтобы маломобильные граждане могли беспрепятственно выходить, принимать посетителей. Планируется включать в проекты и актовый зал, и спортивный, и даже атриумы и кафе для общения с родными.

Вместе с Роспотребнадзором мы разработали и новые санитарные правила — то, что касается требований к организации внутри. Например, раньше жильцам запрещалось выполнять обычные бытовые действия — подогревать себе еду или наливать чай — и люди со временем вообще утрачивали эти навыки. В новых правилах подобные запреты исключены. Сейчас документ находится на регистрации в Минюсте.

В ближайшее время несколько регионов выделят средства на подготовку проектно-сметной документации. Новые учреждения будут строиться на основании тех проектных решений, которые были отобраны по результатам конкурса концепт-проектов, который провели Минстрой и Минтруд.

Мы считаем, что стационарная форма соцобслуживания должна быть крайней формой. Преимущественно же должны предоставляться услуги на дому либо в полустационарной форме с дневной занятостью, а в стационар человек должен помещаться только в тех случаях, когда у него нет жилья или уже нет возможности и желания находиться дома.

В рамках пилотного проекта, который стартовал еще в 2018 году, совершенствуются социальные услуги, гериатрическая и паллиативная помощь, мероприятия по реабилитации, развитию стационарозамещающих технологий, сопровождаемого проживания, семейного ухода. В 2019 году пилотный проект проводился в 12 регионах, в этом участвуют 18. К 2022 году систему долговременного ухода внедрит каждый субъект.

— По некоторым оценкам, сейчас очередь в учреждения социального обслуживания исчисляется сотнями тысяч. Как на самом деле? Сколько нужно интернатов для пожилых, чтобы ее закрыть?

— Если в 2014 году очередь была свыше 16 тыс. и люди в ней стояли по нескольку лет, то на 1 января 2019 года у нас было 1,6 тыс. В основном очередь складывается из-за того, что люди хотят в определенное учреждение. Плюс в очереди основная масса — это те, кто страдает психическими расстройствами.

К слову, в рамках нацпроекта мы также закупили автотранспорт для людей старше 65 лет, которые живут в селах, для доставки в медучреждения. Такая мера позволит повысить доступность медицинской помощи, развить сеть мобильных бригад и тем самым повысить доступность социальных услуг для граждан пожилого возраста на селе. По состоянию на начало декабря прошлого года было закуплено более 1,4 тыс. машин.

— Возвращаясь к теме эйджизма, как вы считаете, человека какого возраста можно назвать старым?

— Непростой вопрос, все зависит от личности. Когда мы представляем себе пожилых людей в Европе, то это женщины с маникюром и укладкой, статные и модные мужчины. А когда думаем про Россию, у вас какая картинка всплывает? Бабушка в платочке около домика. Вот эти послевоенные истории. Но люди поменялись давно, а картинка наша, восприятие не поменялись. У нас тоже много ухоженных и активных людей пенсионного возраста. Старшее поколение меняется. Государство своими программами поддерживает стремление к активному долголетию. Но важно и то, как человек сам себя воспринимает.

— Обсудив проблемы, связанные со старшим поколением, давайте поговорим и про молодое – поддержку детей и соответствующие федеральные проекты. В чем здесь успехи и трудности?

— Рождение ребенка — это, конечно, вызов для любой семьи, но, с другой стороны, люди настолько к этому ответственно подходят, что, как правило, готовятся к этому. Достаточно серьезные меры поддержки оказывают и в рамках национального проекта.

Так, благодаря ему впервые была введена поддержка семей, имеющих первого и второго ребенка, в первые годы жизни ребенка. Система госгарантий для семей, имеющих трех и более детей, была введена на федеральном и региональном уровнях с 2013 года. Сейчас можно сказать, что уровень поддержки семей, в которых есть ребенок, выровнен, он составляет не менее одного прожиточного минимума, установленного в субъекте. Это очень важно, потому что стимулированию рождений содействуют финансовая стабильность и жилье.

Ко всему прочему были скорректированы правила обращений за этими выплатами в электронном виде. Сейчас при рождении ребенка можно подать единое заявление сразу на несколько государственных услуг.

Также с 2020 года выплаты на ребенка будут осуществляться, пока ему не исполнится три года, а параллельно женщины при желании еще смогут пройти бесплатное повышение квалификации. Кроме того, семьям будет предоставляться возможность отдать ребенка в ясельную группу. А как известно, есть определенный период привыкания ребенка к детскому саду, период, пока дети ходят кратковременно, могут заболеть. И эта выплата была определена до трех лет как раз для того, чтобы вся адаптация к инфраструктуре образовательных организаций происходила безболезненно в финансовом плане для семьи, а мама могла себя подготовить к выходу на работу и ей было удобно.

В течение 2019 года поменялись подходы к тому, как назначаются выплаты. Были внесены специальные изменения в законодательство, чтобы выплаты могли получать не только по месту регистрации, но и по месту фактического проживания. Жизнь показывает, что это очень востребовано, ведь жена может переехать к мужу, не меняя при этом прописки.

На улучшение жилищных условий семья может направить маткапитал, который с 2020 года проиндексирован, или взять ипотеку по льготной процентной ставке, если в семье два ребенка и более.

Сейчас мы работаем и над реализацией предложений президента, прозвучавших в послании Федеральному собранию, готовим соответствующие изменения в законодательство и ведем подсчеты требуемых финансовых средств. Это введение права на материнский капитал при рождении первого ребенка с 1 января в размере 466,6 тыс. рублей, увеличение размера материнского капитала до 616,6 тыс. рублей при рождении второго ребенка с 1 января, а также новые выплаты на детей от трех до семи лет включительно.

— Некоторые банки отказываются принимать материнский капитал в качестве взноса по ипотеке. С чем это связано?

— Мы изучаем сейчас этот вопрос и видим несколько проблем. Во-первых, сроки перечисления материнского капитала мы будем менять. Будут подготовлены предложения по сокращению сроков перечисления средств материнского капитала в банк. Сегодня законом с учетом рассмотрения и непосредственного перечисления на это отводится до 45 дней. Мы планируем сократить период как минимум вдвое.

В то же время сегодня ведущие банки устанавливают такие правила предоставления ипотеки, при которых ипотечный договор вступает в силу только после уплаты первоначального взноса. А это фактически блокирует направление средств маткапитала на уплату первоначального взноса, потому что до этой даты юридически еще договора нет и семья вынуждена искать собственные средства. Будем анализировать практику применения в части доступности жилья для семей в рамках нацпроектов.

Я надеюсь, что все мероприятия наших федеральных проектов позволят семьям воспитывать детей действительно в благоприятных условиях.

Подробнее: Национальные проекты: будущее России