«Глас Народа»

  • Глас Народа в Facebook
  • Глас Народа в ВКонтакте
  • Глас Народа в Google Plus
18+

Стенограмма заседания Правительства РФ, прошедшего 12 декабря 2019 года

В повестке: об исполнении федерального бюджета, ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за 9 месяцев 2019 года.

Из стенограммы:

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании Правительства

Д.Медведев: Мы сегодня рассмотрим ряд вопросов, в том числе исполнение федерального бюджета, ФЦП и ФАИП за девять месяцев текущего года. Это делается каждый квартал, чтобы видеть, насколько эффективно расходуются бюджетные деньги, где всё идёт в соответствии с графиком, где нужно темпы увеличивать. Доклады на эту тему прозвучат, я некоторые позиции обозначу.

Доходы федерального бюджета за девять месяцев превысили 15 трлн рублей. Это примерно на триллион больше, чем в 2018 году за тот же период. Позитивно сказываются, конечно, более стабильные цены на сырьё. Меняется структура доходов бюджета. Растёт вес сектора, который не связан с экспортом углеводородов, его доля в общих доходах уже 60%. К середине декабря мы имеем и более высокие показатели. По состоянию на 6 декабря доходы бюджета превысили 18 трлн рублей.

Расходы составили 12 трлн рублей – это приблизительно на 580 млрд больше, чем за аналогичный период 2018 года. К 6 декабря они уже составляют около 15,4 трлн рублей.

Тем не менее проблема кассового исполнения расходов в сентябре была существенной – 62,5% к уточнённой бюджетной росписи. К декабрю ситуация существенно улучшилась. На 6 декабря этот показатель вырос – примерно до 80% к уточнённой бюджетной росписи.

И посмотрим, что происходит с ФАИП, какие требуются там решения, какие вопросы связаны с ФЦП. Коллеги расскажут об этом.

Следующий вопрос в повестке дня касается подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре или в адъюнктуре, если это военный вуз. Обсудим законопроект, который позволяет сделать эту систему более гибкой. Мы модернизируем систему требований к подготовке аспирантов по итоговой аттестации. Законопроект отменяет аккредитацию образовательной деятельности по программам аспирантуры. Вместо стандартов (ФГОС) вводится система федеральных государственных требований. Это позволит учитывать специфику работы по разным научным направлениям, оценивать конкретные результаты каждого аспиранта. И расходов там меньше потребуется.

Также есть целый ряд законопроектов, в том числе меняется законодательство по регулированию деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, поскольку в этой сфере тоже надо наводить порядок. Там зачастую всё выглядит совершенно недопустимо, подобные услуги оказываются лицами, не имеющими на то разрешения, оказываются неквалифицированно, просто дискредитируют зачастую саму профессию. Надо сделать всё, чтобы правовое регулирование деятельности такого рода специалистов, экскурсоводов, гидов осуществлялось, исходя из лучших практик и понимания того, какими познаниями обладает конкретный человек. Не говоря уже о том, что часто такие услуги пытаются оказывать иностранцы, на это тоже надо обратить внимание, поскольку, как правило, они вообще не подготовлены для оказания подобных услуг.

У нас также есть набор изменений в уголовное, административное законодательство и распределение трансфертов. По первому вопросу слово – Антону Германовичу Силуанову.

Доклад Антона Силуанова на заседании Правительства

А.Силуанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представлен отчёт об исполнении федерального бюджета за девять месяцев.

В целом исполнение в текущем году происходит устойчиво. Сложился профицит федерального бюджета в размере 3,9% ВВП, что несколько выше (на 0,4 пункта), чем в прошлом году.

Доля доходов по отношению к валовому внутреннему продукту выросла на 0,3%. При этом, что важно, растёт доля ненефтегазовых доходов. Она увеличилась на 1,2% ВВП и сложилась преимущественно за счёт роста поступлений налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и акцизов по подакцизным товарам.

В то же время уменьшилась доля нефтегазовых доходов на 0,9% ВВП – в основном за счёт снижения цен на нефть, с одной стороны, а с другой стороны, за счёт льгот, которые мы более активно стали предоставлять нефтяным компаниям.

Дмитрий Анатольевич, по итогам текущего года мы представим доклад об эффективности предоставленных льгот, потому что видим, что инвестиционная активность, к сожалению, от предоставленных льгот нефтяных компаний не увеличивается и в планах компаний – в текущем году выплатить за счёт дополнительных доходов себе дивиденды. Поэтому соответствующий доклад об эффективности льгот в нефтегазовом секторе мы представим Вам по итогам завершения текущего года.

В целом расходы федерального бюджета исполнены за девять месяцев на уровне 62,4%. Это действительно невысокий показатель, несколько ниже, чем за соответствующий период прошлого года. Здесь, конечно, влияет и значительный объём расходов, которые увеличиваются с каждым годом. Примерно на триллион рублей каждый год увеличивается объём расходов, и здесь, безусловно, нужно принимать меры исполнительского характера, улучшать систему принятия решений по обеспечению своевременного расходования средств.

Мы такие решения уже приняли: заключаем с субъектами Российской Федерации соглашения не в следующем году, а до конца текущего года, более жёстко относимся к заключению контрактных обязательств, упрощаем 44-й закон. Поэтому считаю, что основания для того, чтобы прекратить эту практику в следующем году, у нас есть.

Хотел бы назвать всё-таки целый ряд ведомств, которым требуется дополнительно приложить усилия по увеличению уровня исполнения бюджета. Здесь необходимо подтянуться Минкомсвязи, Ростуризму, Агентству по национальностям, Росавиации, «Роскосмосу» и целому ряду других ведомств (вся информация есть в презентации), которые имеют уровень исполнения до 40%, притом что средний показатель – 62,4 (это показатели по девяти месяцам).

Если посмотреть на 1 декабря, то исполнение составило 77,6%, тем не менее те же самые министерства, видим, отстают и по ходу исполнения на эту дату.

До конца текущего года осталось чуть больше двух недель. Нам предстоит исполнить расходы на сумму около 4 трлн рублей, или порядка 20% от плана, поэтому хочу обратиться к главным распорядителям бюджетных средств с просьбой принять все необходимые, исчерпывающие меры по исполнению расходов бюджетных ассигнований в полном объёме. Напомню, что если для исполнения указанных расходов требуется внесение изменений в роспись и лимиты бюджетных обязательств, то соответствующие предложения необходимо представить в Министерство финансов до 17 декабря текущего года.

Сбалансированность, профицит. По итогам текущего года мы ожидаем профицит бюджета на уровне 1,7% ВВП, что чуть выше, чем мы планировали изначально при оценке бюджета, когда корректировали бюджет последний раз.

Несколько слов о задачах, связанных с подготовкой к исполнению бюджета на предстоящую трёхлетку. В соответствии с графиком подготовки проектов правовых актов, необходимых для реализации закона о бюджете на предстоящую трёхлетку, нам необходимо внести 117 проектов актов, исходя из которых до начала финансового года необходимо принять 109 актов, в 2020 году – около 8. Внесено в Правительство 77, из которых 29 уже приняты, поэтому нам необходимо ускорить внесение и рассмотрение в Правительстве этих решений.

В соответствии с Вашим, уважаемый Дмитрий Анатольевич, поручением главным распорядителям до 1 ноября необходимо было обеспечить подготовку и внесение в Правительство 34 нормативных актов об утверждении правил предоставления и распределения субсидий и иных межбюджетных трансфертов и утвердить их до 1 декабря.

Сегодня 25 актов уже утверждено, 9 находятся в Аппарате Правительства, до конца года мы их примем.

Напомню также, что в целях обеспечения своевременного исполнения бюджета главным распорядителям необходимо до начала финансового года утвердить около 10 тыс. бюджетных смет и планов закупок, соответственно, утвердить около 3 тыс. государственных заданий. И в соответствии с поручением Председателя Правительства до 25 декабря должны быть заключены соглашения с субъектами о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации.

Напомню, что все уведомления до регионов Министерством финансов были доведены 5 декабря, поэтому объёмы ассигнований у регионов есть, нам необходимо своевременно заключить соответствующие соглашения. Поэтому обращаюсь к нашим коллегам, чтобы уважаемые министры взяли под личный контроль реализацию мероприятий по завершению текущего года и организации работы по своевременному началу исполнения следующего года.

Брифинг Антона Силуанова по завершении заседания

Вопрос: Исходя из параметров, не беспокоит ли Вас неизрасходованный триллион…?

А.Силуанов: Действительно, по нашим оценкам, общий объём остатков, переходящих на следующий год, составит около 1 трлн. В этом плане мы солидарны с оценками Счётной палаты.

Много это или мало и почему так получается? В первую очередь хочу сказать, что мы проводим политику, которая заключается в том, чтобы не выпускать из бюджета деньги любой ценой. Можно было сделать так, что остатки будут практически нулевые. Это было несколько лет назад. Но куда эти деньги выходили? Эти деньги перечислялись на счета предприятий, на депозиты в банках с этих счетов предприятий и, по сути дела, не участвовали в решении задач, для которых они были предусмотрены.

Сейчас налажен более жёсткий казначейский контроль за исполнением бюджета. Каждая бюджетная копейка направляется строго на определённые цели и не может быть направлена на иные, не предусмотренные законом мероприятия. Жёстче контроль, строже спрос. Соответственно, и остаются ресурсы неисполненные в бюджете.

Как говорил Президент, мы не должны любой ценой исполнять национальные проекты, государственные программы. Это происходит и сейчас.

Тем не менее постановка вопроса справедливая. Конечно, предусмотренные в бюджете ресурсы должны максимально, в полном объёме направляться на решение задач, для которых эти деньги предусмотрены в бюджете.

Что для этого делается – для того, чтобы не допускать перехода больших остатков на очередной финансовый год?

В первую очередь мы приняли решение о том, чтобы все решения, касающиеся начала финансирования, возможности финансирования, были у наших министерств и ведомств начиная с января очередного финансового года. Мы заключим с субъектами Российской Федерации до начала года все соглашения о перечислении трансфертов в регионы. В прошлые годы такого не было. В прошлые годы мы лишь в феврале-марте, а по некоторым трансфертам в июне-июле заключали такие соглашения. Эти деньги не использовались. Сейчас всё будет заключено с регионами до начала финансового года.

Второе, что необходимо отметить, это, конечно, сложные процедуры заключения контрактов в рамках закупочного законодательства. Так называемый 44-й Закон. Приняли решение об упрощении процедур 44-го Закона. Соответственно, меньше будет тратиться времени на прохождение этих процедур, быстрее эти деньги пойдут в экономику.

Такие решения были приняты в текущем году ещё в весеннюю сессию. И второй пакет поправок по упрощению закупочного законодательства сейчас подготовлен – мы надеемся, также будет оперативно рассмотрен и в Правительстве, и в Государственной Думе.

Поэтому, возвращаясь к остаткам, хочу сказать, бóльшая часть остатков из триллиона с небольшим миллиардов рублей – более 400 млрд рублей – это контрактуемые обязательства, то есть обязательства, по которым уже заключены контракты. И эти контракты не выполнены, потому что не будут сданы соответствующие работы. Соответственно, нет оснований, чтобы эти деньги перечислять соответствующим получателям. Деньги придут к ним в I квартале следующего года.

Второе. Ряд позиций по силовым ведомствам, по которым мы переносим контракты. Часть переносимых денег – это средства для оплаты наших обязательств перед регионами.

Мы рассматривали сегодня на Правительстве ход исполнения бюджета за девять месяцев. Председатель Правительства дал чёткие указания о том, чтобы принять необходимые меры по снижению переходящих остатков. И в следующем году, уверен, эта сумма переходящих средств уменьшится.

Вопрос: Вопрос по беспошлинной интернет-торговле. Какие здесь приняты решения?

А.Силуанов: Беспошлинная интернет-торговля в последнее время набирает обороты, и каждый год значительно увеличиваются объёмы такой торговли. Вопросы торговых отношений регулируются не Российской Федерацией, а решениями Евразийской экономической комиссии. Мы являемся членами ЕАЭС, и поэтому вопросы таможни, вопросы международной торговли регулируются этими решениями.

Какие были приняты решения в этой области? У нас объём беспошлинной торговли в прошлом году составлял 1000 евро, в этом году 500 евро, в следующем году меняется порядок установления правил беспошлинной торговли – устанавливается порог 200 евро. Но этот порог будет применяться не за период покупок, торговли (в текущем году и в предыдущие годы это был месяц), а такой порог в 200 евро, не облагаемый пошлиной, будет установлен за одну покупку.

Меняется порядок определения порога беспошлинной торговли. Ещё раз повторю: если раньше мы считали исходя из объёма покупок в течение месяца, то начиная со следующего года решением Евразийской комиссии определён порог – 200 евро за покупку. То есть это большой шаг вперёд для потребителей, поскольку объём таких покупок может быть значительно больше в течение месяца, конечно, это дополнительные льготы.

Кроме того, что важно, меняется и ставка пошлины. Если сегодня ставка пошлины сверх необлагаемого порога составляет 30%, то начиная со следующего года она сокращается в два раза и будет составлять 15%.

Все страны идут по тому пути, чтобы налаживать контроль и прозрачность этого вида торговли, интернет-торговли. Потому что такая торговля, по сути дела, является альтернативой обычной торговли. И всё больше и больше мы видим, что оборот интернет-торговли увеличивается. Поэтому мы договорились в рамках Евразийской комиссии постепенно понижать этот порог. И если в следующем году он 200 евро – мы будем рассматривать вопрос о понижении этого порога, с тем чтобы выравнивать условия конкуренции как обычной торговли, так и интернет-торговли, и принимать меры по прозрачности в торговле через интернет. Такие предложения у нас будут рассматриваться в рамках нашей Евразийской комиссии, и эти решения будут приниматься в отношении пятёрки стран ЕАЭС.

Источник: Правительство РФ

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: