Разные места были для проведения этих мероприятий. Но в какой-то момент я позвал наших коллег, иностранных инвесторов, которые входят в нашу большую комиссию, приехать в загородную резиденцию Председателя Правительства. И они приехали. Им это место показалось удобным для работы. С тех пор мы здесь и встречаемся.

М.Кудрявцева:
Очень красивое место.

Д.Медведев:
Место хорошее. Самое главное, что оно удобное для того, чтобы обсуждать самые разные вопросы, входящие в повестку наших встреч. А их, как правило, очень немало.

М.Кудрявцева: Сколько часов обычно здесь проходит заседание?

Д.Медведев:
В среднем в этом зале мы обсуждаем различные темы, наверное, на протяжении трёх-четырёх часов. После этого я встречаюсь с главами компаний, которые принимают участие в КСИИ. Это большое количество людей на самом деле. В настоящий момент состав включает 53 высших должностных исполнительных лица крупнейших мировых компаний. Мы как-то пытались посчитать капитализацию компаний, которые входят в КСИИ. Это довольно сложное дело, потому что капитализация, естественно, меняется, тем не менее это около 2 трлн долларов. Это как раз отражает масштаб инвесторов, которые участвуют в проектах в нашей стране.

Интервью:

М.Кудрявцева: Мы говорим о Консультативном совете по иностранным инвестициям. Главная цель совета – помочь иностранному бизнесу адаптироваться в нашей стране и стимулировать приток инвестиций. 25 лет существует совет, но сейчас это не самый простой период, если говорить о последних годах. Есть внешние ограничения, внешние риски. Скажите, насколько Вы довольны тем, как идёт работа с иностранными компаниями в рамках КСИИ, и именно в настоящее время и в текущем контексте?

Д.Медведев:
Если говорить о том, какое время проще, лучше, то, как известно, простых времён не бывает. Когда КСИИ начинал работать (в 1994 году), время тоже было не самое простое, поскольку инфляция, например, в нашей стране была приблизительно 350% в год. И это создавало такие макроэкономические условия, в которых очень тяжело работать, даже если ты искренне хочешь проинвестировать что-то в развивающуюся экономику, такую как российская экономика того периода.

Сейчас тоже не самый простой период. По понятным причинам в настоящий момент экономика сковывается торговыми ограничениями, санкциями. Есть и наши ответные меры. Я уж не говорю о том, что перманентно вспыхивают торговые войны, которые не вносят упорядоченности в торгово-экономические отношения. Тем не менее хочу сказать прямо: я доволен тем, как развивается наше сотрудничество в рамках КСИИ. Это очень хороший формат, который показал свою эффективность на протяжении всех этих 25 лет. В чём я вижу его смысл? Ведь в нашей экономике от позиции властей очень многое зависит. У нас не такая частно ориентированная экономика, как, например, экономика Соединённых Штатов Америки, и поэтому инвесторы всегда хотят получить консультацию, в некоторых случаях и гарантии от исполнительной власти, а иногда и от законодательной власти о неизменности условий инвестиций. А если есть какие-то проблемы (они всегда есть), то прямо сказать властям: «Знаете, эта норма не работает. Эту норму неправильно толкуют. А здесь мы чувствуем ограничение». И они могут это сделать. Причём в абсолютно продуктивном варианте.

Когда мы собираемся в этом зале – это не просто ведь отчёт о сделанной работе. Да, мы добрыми словами обмениваемся, потом каждый из инвесторов берёт слово, и он может напрямую задать вопросы любому члену Правительства Российской Федерации. Большинство инвесторов, которые приезжают к нам, а это крупнейшие мировые компании, такого формата у себя на родине не имеют, чтобы было собрано всё Правительство и можно было сказать: а вот здесь желательно бы иначе поступать. В этом смысле это уникальный формат. И я, и мои коллеги по Правительству, все отраслевые министры напрямую отвечают на эти вопросы. Как правило, после этого мероприятия выходит моё поручение, где даются рекомендации нашим ведомствам что-то поменять в своей политике или уточнить подзаконный нормативный акт. Акт Правительства. Или выйти с инициативой об изменении законодательства. То есть актов высшей юридической силы – законов, которые принимает Государственная Дума. Инвесторы, участники КСИИ это ценят. Потому что они говорят: «Мы в прошлом году разговаривали с вами. Было вот так-то, а сейчас эта практика изменилась». И это, наверное, самое главное, чего удаётся достигать в ходе такого рода совещаний, встреч.

М.Кудрявцева: Дмитрий Анатольевич, если мы говорим о Консультативном совете по иностранным инвестициям, это в большей степени история про локализацию в период глобализации, то есть это уже большой вызов. Но при этом, как Вы уже отметили, и торговые войны есть, и дополнительные барьеры. Повышаются риски, ухудшается ситуация для инвестиций. Как во всей этой ситуации убедить иностранные компании, которые входят в КСИИ, развивать бизнес в России, инвестировать в Россию, работать здесь?

Д.Медведев: Убедить можно только одним – предсказуемой политикой и нормальным деловым климатом. Мы стараемся всё это демонстрировать. Я не говорю, что всё это идеально получается. Есть, наверное, и проблемы какие-то. Тем не менее мы стараемся создать предсказуемые условия на длительный период. Недаром же мы говорим: если налоговое законодательство меняется, то, во-первых, это нельзя делать с обратной силой. И мы даём компаниям возможность подготовиться. С другой стороны, мы говорим о том, что если налоговое законодательство изменено – тот или иной налог изменился, какой-то платёж в бюджет, – то в течение длительного времени, предсказуемого периода, больше этот налог трогать нельзя. Я считаю, это лучше всего гарантирует инвестиции. И внутренние, и иностранные инвестиции.

Кстати, раньше, наверное, в 1990-е годы, мы исходили из того, что приоритет нужно отдавать иностранным инвесторам, поскольку у них больше возможностей, больше денег, они могут принести другую экономическую культуру в нашу страну. Сейчас, конечно, у нас подход другой. Мы исходим из того, что все инвестиции должны быть равны, что все инвесторы должны получить одинаково привлекательные условия, что все инвесторы одинаково уважаемы и ко всем инвесторам, по сути, применяются одни и те же требования по соблюдению российских законов – и административных, и налоговых, и трудовых законов. В этом смысле, я считаю, это такая общая рамка, которая удобна для всех: применение национального режима по отношению к любым инвестициям.

М.Кудрявцева: Раз они приходят сюда и здесь так охотно работают, значит получают определённую выгоду, им здесь выгодно.

Д.Медведев:
Абсолютно точно. Ни один инвестор, ни один предприниматель никогда не будет инвестировать себе в убыток. Но к чести наших коллег, инвесторов из нашей комиссии по иностранным инвестициям, они не только инвестируют в выгодные для них виды деятельности, которые действительно растут и развиваются – начиная от энергетики и заканчивая высокими технологиями, фармацевтикой, – но и создают подразделения по научно-исследовательским работам, по тому, что называется RnD, на территории нашей страны. И вместе с российскими учёными, российскими специалистами занимаются исследованиями.

М.Кудрявцева:
Дмитрий Анатольевич, с одной стороны, Россия сейчас, мы видим, продвигается в рейтинге Doing Business. С другой стороны, административные ограничения и проверки правоохранительных органов, особенно в регионах, всё-таки серьёзно ограничивают развитие бизнеса. Как Вам кажется, насколько эта проблема серьёзна или отчасти надуманна?

Д.Медведев: Если о проблеме говорят, наверное, она существует. И это в данном случае именно так. Но это, по сути, следствие того, о чём я говорил. Нам нужно заниматься последовательно, каждый день, улучшением делового климата. Это проявляется в разных направлениях. Это касается и административной нагрузки, и проверок тех же самых. Не так давно мы запустили инициативу, которая была образно названа регуляторной гильотиной. То есть это, по сути, наше желание отсечь массив нормативных актов, которые принимались давно и тормозят наше развитие, которые не должны применяться. Но это выглядит очень просто, а на деле очень сложно. Потому что это огромное количество нормативного материала, и здесь нужно разобраться, что отменять, а что всё-таки отменять не надо. Такая большая работа ведётся. Естественно, когда мы её закончим (это короткая перспектива, по сути, начиная со следующего года), мы исходим из того, что эти условия для ведения бизнеса, в том числе бизнеса с участием иностранных инвесторов, будут лучше.

Если же говорить о совершенствовании законодательства, то его нужно проводить и в отношении того, чтобы создать более благоприятный деловой климат для иностранных инвесторов. Но не только. Это, конечно, наша общая задача – совершенствовать законодательство в самых разных сферах, что будет создавать лучшие условия для ведения бизнеса. Это, кстати сказать, административное законодательство. Принято решение – я его когда-то предложил, оно было поддержано – по совершенствованию административного законодательства, а именно по созданию нового кодекса об административных правонарушениях. Для неспециалиста это, может быть, какая-то абстрактная материя, но на самом деле наш Кодекс об административных правонарушениях состоит из огромного количества статей, которые десятки раз зачастую менялись. Он абсолютно неудобен к применению и содержит огромное количество составов административных правонарушений, которые вменяются в том числе и бизнесу. И наша задача – создать гораздо более понятный, более эффективный, более приемлемый для целей экономического развития кодекс об административных правонарушениях. Ещё одно направление работы, о котором мы, конечно, с удовольствием расскажем нашим коллегам из КСИИ.

М.Кудрявцева:
Будем ждать. И будем ждать, какие ещё темы будут там подняты. Спасибо.

Д.Медведев:
Можно не сомневаться, что тем будет достаточно.

Источник: сайт Правительства РФ