Ключевыми элементами новой модели должны стать: переход от формальных процедур контроля, когда проверяются данные на бумаге, к реальной оценке знаний, смещение акцентов от проверок и наказаний по фактам выявленных нарушений к проведению мониторингов и выработке рекомендаций по развитию, реализация мер профилактики нарушений, дифференциация подходов к регламентации контрольно-надзорной деятельности по видам и уровням образования, привлечение к мониторингам высшего и среднего специального образования представителей работодателей, рассказала на заседании Общественного совета начальник юридического отдела Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Дарья Аксенова.

По ее словам, «регуляторная гильотина» будет иметь два направления: модернизация процедур государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирования, государственной аккредитации, федерального государственно контроля качества образования и надзора в сфере образования) и актуализация лицензионных требований к образовательной деятельности с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.

В рассматриваемой новой модели разрешительной процедурой может остаться только лицензирование образовательной деятельности без государственной аккредитации, а государственный контроль и надзор в своем нынешнем виде трансформируется в единый вид контроля и надзора, который будет включать в себя как контроль соблюдения требований законодательства, так и контроль качества образования.

«Лицензионные требования – это совокупность базовых требований, которые должны выполнять любые образовательные организации. В настоящее время они не содержат никаких требований к содержанию образовательного процесса. Рособрнадзору интересно мнение и комментарии профессионального сообщества, можно ли в лицензионные требования вкладывать в том числе требования к содержанию образовательной деятельности», — отметила Дарья Аксенова.

По ее словам, модель «регуляторной гильотины» строится на уходе от проверок и наказаний как приоритетных задач к мониторингам и рекомендациям по развитию. При этом должны быть упразднены избыточные выездные контрольно-надзорные мероприятия, такие как выездные документарные проверки и экспертиза с выездом при проведении госаккредитации.

При выборе контрольно-надзорных мероприятий должен применяться риск-ориентированный подход, при котором образовательные организации будут подвергаться постоянному мониторингу в целях отнесения к одной из четырех категорий риска: низкий риск, умеренный риск (плановый контроль раз в 2-6 лет), значительный риск (плановый контроль раз в 1-4 года) и чрезвычайно высокий риск (плановый контроль 1-2 раза в год).

«Это первые подходы к новой модели контрольно-надзорной деятельности, они дискуссионные, в них пока заложены определенные развилки, различные пути решения имеющихся проблем. Часть из этих путей может оказаться непригодной, поэтому сейчас нам важно собрать все мнения», — подчеркнула Дарья Аксенова.

Председатель Общественного совета, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко предложил создать рабочую группу из наиболее опытных экспертов, задействованных в процедурах контроля и надзора, чтобы они содержательно проанализировали существующие требования к образовательным организациям и разделили их на три группы: требования, соблюдение которых безусловно необходимо проверять, требования, формулировки которых нужно скорректировать, и требования, соблюдение которых проверяется, но которые не имеет никакого отношения к качеству образования и их соблюдение бессмысленно.

Председатель Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ Владислав Гриб предложил обсудить новые подходы к контрольно-надзорной деятельности на площадке Российского профессорского собрания, которое 12 ноября будет проведет конференцию по качеству высшего образования.

Заместитель руководителя Рособрнадзора Наталия Наумова рассказала на заседании Общественного совета об изменениях в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, принятых в 2019 году. Эти изменения касаются, в частности, уменьшения перечня документов для прохождения госаккредитации, увеличения доли документов, используемых при аккредитации, которые достаточно разместить в открытом доступе на сайте образовательной организации без предоставления их в Рособрнадзор в бумажной форме. Также принятые изменения конкретизируют квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, предусматривают использование результатов независимой оценки качества образования для получения госаккредитации. Для образовательных организаций установлена возможность устранения выявленных в ходе государственной аккредитации несоответствий требованиям ФГОС. Принятые изменения призваны сократить нагрузку на образовательные организации при прохождении процедуры госаккредитации.