Организаторы мероприятия – Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ и государственная компания «Российские автомобильные дороги».

На выставке будут представлены 248 компаний из 50 субъектов Российской Федерации, а также Швейцарии, Китая и Чехии.

Выставка размещена в двух выставочных павильонах и на площадке перед ними. Выставочное пространство разделено на блоки: строительство и реконструкция автомобильных дорог; безопасность дорожного движения; дорожно-строительная техника; интеллектуальные транспортные системы; национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»; уличное освещение.

В основном павильоне представлена межведомственная экспозиция Росавтодора, государственной компании «Автодор» и ГИБДД, во втором павильоне размещена дорожно-строительная техника.

Деловая программа выставки включает пленарное заседание, тематические конференции и семинары, презентации ведущих отраслевых компаний. Особое внимание будет уделено первому году реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Среди других ключевых тем – обеспечение безопасности дорожного движения, внедрение интеллектуальных транспортных систем, применение новейших технологий и материалов.

В 2018 году выставка «Дорога» проходила в Казани и была удостоена премии EFEA Awards в номинации «Открытие года».

Из стенограммы совещаниея о ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»:

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Д.Медведев:
Мы собрались сегодня для того, чтобы говорить о национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сегодня в Екатеринбурге на «Екатеринбург-Экспо» проходит форум – выставка, посвящённая этим вопросам. И логично здесь обсудить ещё раз, как идёт реализация проекта.

В августе на заседании президиума Совета по национальным проектам мы говорили о сложившейся ситуации – где она выглядит приемлемо, прилично, где она не очень хорошая. Говорили о ряде регионов, где реализация нацпроекта идёт с отставанием, упоминалось несколько субъектов: Республика Крым, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Камчатский край, Приморский край, Магаданская область. По итогам заседания я дал ряд поручений. Просил бы сегодня доложить, что сделано, какие меры приняты и что ещё осталось сделать.

Масштабы дорожного хозяйства в России гигантские – это вы все прекрасно знаете как руководители регионов (здесь у нас представлены губернаторы регионов, участвующих в выставке). Напомню, что суммарная протяжённость автомобильных дорог общего пользования в нашей стране – свыше полутора миллионов километров. Вдуматься просто в саму цифру: полтора миллиона километров. И понятно, что они все очень разные. Тем не менее от их состояния прямо или косвенно зависит не только развитие экономики страны, экономики регионов, но и обычная, повседневная жизнь наших людей, включая вопросы их безопасности. До конца года, напомню, в бюджете предусмотрено на национальный проект почти 130 млрд рублей.

Ситуация на дорогах зависит от двух ключевых факторов. Первый – это надёжность и качество строительства дорог и их последующей эксплуатации. Второй – насколько жёстко, насколько эффективно соблюдаются правила безопасности дорожного движения, участниками которого являются все граждане нашей страны.

Коротко – о двух направлениях. Потом обсудим, что и как делать.

Первое – это ремонт и содержание дорог. Федеральный проект «Дорожная сеть» предусматривает контракты почти  на 7 тыс. объектов. Больше половины из них – местного значения. Это важная часть нацпроекта по дорогам – те самые «дороги к дому», от которых зависит комфорт и благополучие людей. И это те дороги, которые в наибольшей степени людям видны.

В 2019 году из бюджета на эти цели было выделено более 110 млрд рублей. Сейчас в большинстве регионов завершается приёмка и оплата работ, которые выполнили дорожники. Коллеги из Свердловской области нам рассказали, как обстоят дела у них. Всё практически закончено. Но далеко не везде так. В нескольких регионах освоено, к сожалению, менее 30% выделенных средств. Даже с учётом сезонных факторов (а при строительстве дорог сезонный фактор имеет место, это значимая тема) это очень мало. Следовательно темпы нужно увеличить. И нужно разобраться, почему это произошло, и впоследствии, в следующем году этого не допускать. Я уже называл эти регионы, ещё раз назову: во всяком случае сейчас такая ситуация в Приморье, на Чукотке и в Крыму. Надо понять, что делать дальше с этим.

Отдельный вопрос, который требует внимания, – это увеличение доли контрактов на принципах так называемого жизненного цикла, то есть на весь период проектирования, строительства, эксплуатации конкретной дороги, конкретного моста, эстакады или другого объекта. Это мировая практика, она позволяет существенно улучшить качество работ и обеспечить последующий мониторинг. Она, конечно, дисциплинирует подрядчиков, которые не заинтересованы в том, чтобы свой брак постоянно переделывать. К концу 2019 года на принципах жизненного цикла в России должен заключаться каждый 10-й контракт на дорожные работы, то есть 10%. Пока удалось достичь показателя приблизительно 7%, поэтому нужно с подготовкой этих документов в целом ряде регионов поторопиться. Цифры у меня есть, но я их называть не буду, они разные – все регионы знают, в каком они состоянии находятся, в чём их слабая сторона и чем нужно заниматься.

Второе направление – безопасность на дорогах. Основные показатели аварийности начиная с 2012 года, когда мы этой темой стали заниматься более плотно, снижаются, то есть ситуация улучшается, хотя и автомашин, и дорог в стране становится больше, и это тенденция, которая будет только усиливаться. С января в регионах стартовал федеральный проект, цель которого – дальше уменьшать количество погибших и пострадавших на дорогах. По итогам девяти месяцев удалось сократить количество ДТП приблизительно на 3,4%. Очень важно, что снизилось число погибших – приблизительно на 10%. Снизилось и число раненых – там цифры более скромные: порядка 3%. Но в любом случае это сохранённые жизни и здоровье. И усилия в этом направлении нужно наращивать.

К сожалению, в 35 регионах достичь целевых показателей сокращения смертности на дорогах не удалось, а в 17 – число погибших в ДТП даже выросло. И в причинах этого нужно детально разобраться представителям как региональных, так и федеральных властей. Работу нужно продолжить на всех направлениях – от разработки законопроектов, которые касаются ответственности водителей, до совершенствования системы медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучения детей навыкам безопасного поведения на дорогах и целого ряда других инициатив, включая просветительскую работу, которая должна вестись в СМИ и интернете.

Давайте обсудим эти два направления. Естественно, коллеги тоже смогут высказаться и свои предложения сделать. Это у нас с вами не первое совещание на эту тему и точно не последнее, поскольку работа только разворачивается и нам придётся постоянно сверять часы.

С докладом выступит Министр транспорта. Евгений Иванович (обращаясь к Е.Дитриху), пожалуйста.

Е.Дитрих: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Я хотел начать со слов благодарности Вам за неизменную поддержку дорожного национального проекта. Это с самого начала происходило, когда мы его только планировали. Президиум Совета при Президенте по национальным проектам под Вашим председательством дважды обсуждал с регионами ход реализации национального проекта. Всё это предопределило неплохие результаты, которые мы имеем на сегодняшний день.

О ситуации на сегодня. В этом году в 83 субъектах Российской Федерации дорожные работы запланированы на 6,9 тыс. объектах. Объектов, переходящих на 2020 год, – 650. По данным, которые внесены регионами в систему оперативного управления проектом «Эталон», все объекты сейчас в работе или практически закончены – 99,26% с контрактами.

По завершении года мы запланировали получить 6,5 тыс. км отремонтированных региональных дорог. Много это или мало? Это чуть больше расстояния от Москвы до Читы. Город Улан-Удэ, который расположен от Москвы на расстоянии 5,6 тыс. км, мы уже «проехали». Если прибавить к этим расстояниям протяжённость ещё и городских улиц, которые мы также ремонтируем в рамках национального проекта, то мы сможем доехать не только из Москвы до Читы, но и возвратиться обратно в Екатеринбург. Это ещё 4,5 тыс. км условной дороги.

Считаю необходимым отметить сегодня регионы-лидеры по выполнению всех ремонтных работ, включая финишную укладку асфальтобетона. На промежуточных мероприятиях мы больше критиковали, сегодня, Дмитрий Анатольевич, хотел бы похвалить. Лидеры: Белгородская. Самарская, Владимирская, Воронежская, Пензенская, Тамбовская, Тульская, Мурманская, Ульяновская области, Удмуртская и Чеченская республики.

После Вашего посыла на президиуме 6 августа все регионы сильно подтянулись с выполнением работ. Хотел бы специально выделить Магаданскую область. Сергей Константинович Носов лично включился в работу, область вышла из списка отстающих.

Тем не менее отдельные субъекты не смогли полностью нагнать упущенное время. Забайкальский край, Сахалинская область и Республика Крым выполнили работы по укладке асфальтобетона сегодня менее чем наполовину. Средства дорожных фондов не пропадут – они, по правилам, переходят на следующий год, но эти регионы мы возьмём под особый контроль. На ежемесячных заседаниях нашего проектного комитета будем рассматривать выполнение нацпроекта с личным участием руководителей этих регионов.

Далее. В рамках нацпроекта выполняются работы по так называемым капиталоёмким мероприятиям. В этом году таких объектов 17. По 12 из них заключены контракты, развёрнуты работы. Уже оплачено 1,5 млрд рублей из 5 млрд запланированных. Но пять объектов, по которым контракты ещё не заключены, вызывают у нас тревогу. Это Мордовия – там запланировано начать строительство обхода Рузаевки; Ивановская область с западным обходом Иваново; Орловская область – реконструкция Красного моста в Орле.

Кроме того, не заключены сегодня контракты на строительство транспортной развязки в Нижегородской области и проезда Гагарина в Нижнем Новгороде. Все объекты переходящие. Стройка завершается только в конце будущего года. Тем не менее мы обратим внимание регионов, которые должны начать строительные работы, на необходимость скорейшего завершения конкурсных процедур.

В целом риска недостижения целевых показателей, которые предусмотрены федеральным проектом «Дорожная сеть», в 2019 году мы не усматриваем.

Сегодня в первой половине дня мы вместе с субъектами провели семинар-совещание по исполнению национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Обсудили предварительные результаты его реализации, перспективы развития, информационное сопровождение. Регионы представили свой положительный опыт и лучшие практики. Сегодня на части этих позиций я тоже хотел бы остановиться. Также обозначены и проблемные зоны, на которых тоже внимание заострю.

Мы с опережением выполняем задачу по созданию реестра новых и наилучших технологий и материалов. Сегодня в реестре уже 30 наиболее актуальных технологий. К концу года мы их количество доведём до 200. У нас есть целевой показатель: доля контрактов, которые заключаются с использованием новых технологий из реестра. Уже сейчас этот показатель перевыполнен втрое. Регионы активно задействуют новые технологии, материалы и конструкции, которые предусмотрены в реестре.

С опережением идём и по задаче размещения дополнительных стационарных камер фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, призванных снизить аварийность. В 2019 году планы по установке таких камер перевыполнены субъектами на 20%.

Мы сделали методичку, как и обещали, по правилам размещения таких камер. Были вопросы: почему здесь, не здесь, где знак… Это в методичке описано. С Максимом Станиславовичем Ликсутовым (заместитель мэра Москвы) подробно обсудили городские нюансы размещения таких камер. В ближайшее время вынесем методичку на проектный комитет к Максиму Алексеевичу (Акимову).

Д.Медведев: Спасибо, Роман Владимирович.

Во-первых, по протоколу считаю правильным, чтобы коллеги всё, о чём мы здесь говорили, даже те, кто не присутствовал, увидели. Это касается не только похвалы, с которой начал министр, но и тех, кто отстаёт. Очевидно, нужно прямо это и зафиксировать. Я имею в виду низкий уровень выполнения работ, менее 50% – Забайкальский край, Республика Крым, Сахалинская область. Риск недостижения показателя «доля контрактов на принципах жизненного цикла», даже с учётом того, о чём говорил Евгений Иванович, тем не менее в девяти субъектах – это Ивановская область, Кабардино-Балкария, Мурманская область, Новгородская область, Приморский край, Республика Коми, Республика Крым, Республика Тыва и Чувашская Республика. Недостижение предусмотренного региональными проектами результата по строительству автоматических пунктов весогабаритного контроля – это Московская и Белгородская области.

Всё это нужно отметить, и чтобы коллеги немедленно подтягивали свои результаты там, где это возможно, а там, где невозможно, посмотрим. Будем это учитывать на будущее: как деньги делить, кто справляется с этой работой, а кто не справляется.

Тут были отдельные предложения, неплохие. Я их потом ещё откомментирую. Но в целом могу выразить согласие с тем, что система формирования региональных дорожных фондов – я не говорю, что нужно немедленно пересматривать, но обсудить этот вопрос можно. Потому что нет абсолютных механизмов, нет абсолютных составляющих. В общем, вы правильные примеры приводили.

И последнее. Обращаю внимание на то, что – я, к сожалению, не видел этого раньше – плохо, что на нашем совещании сегодня нет представителя Минздрава. У нас совещание посвящено в том числе безопасности на дорогах. Это вопрос к тем, кто организовывал: к Аппарату и к некоторым другим коллегам. Это абсолютно неправильно.

Давайте обсудим прозвучавшие идеи и текущую ситуацию дополнительно.

Источник: Правительство РФ