Посвящено это заседание проекту государственной программы по развитию сельских территорий в нашей стране на период до 2025 года. Это очень важный для села документ. Только что я обсуждал этот вопрос с коллегами – депутатами сельских территорий на форуме. По масштабам запланированной работы этот проект в чём-то сопоставим с национальными проектами. Поэтому перед утверждением Правительством – а мы договорились это сделать до 1 июня текущего года – он требует пристального обсуждения, которое уже началось. Мы в Правительстве его обсуждали, коллеги мои над ним работали постоянно, обсуждали на общественных площадках, включая упомянутый форум, который сегодня проходит в Воронеже. Не только эксперты обсуждали, но и сами сельхозпроизводители, сельчане.

Комиссия собиралась достаточно давно. Но в последние годы мы, используя разные форматы встреч, уделяли развитию агропромышленного комплекса самое серьёзное внимание. Есть результаты, которыми мы по праву можем гордиться. Наши аграрии сегодня не только вернули себе российский продовольственный рынок, но и наращивают экспорт, это тоже всем известно, причём быстрее большинства других отраслей экономики. За прошлый год он увеличился на 20%, если говорить об отношении 2018 года к 2017-му, и достиг 25 млрд долларов. Все прекрасно помнят, что было ещё буквально 10 лет назад. Все объёмы растут, включая объёмы поставок рыбы, морепродуктов, мяса, молока, а по экспорту пшеницы наша страна занимает первое место в мире.

Теперь у нас есть новая амбициозная цель – увеличить объём экспорта продукции нашего аграрного сектора до 45 млрд долларов к 2024 году, то есть увеличить его более чем в два раза. Работа большая, но самое главное – её предстоит выполнять людям, которые живут на селе. В конечном счёте и этот экспорт, и развитие аграрных производств нужны для того, чтобы люди, которые живут на селе, жили комфортно, чувствовали себя уверенно, понимали, что у них есть будущее, чтобы молодые специалисты (об этом только что тоже говорил на форуме) оставались работать на селе, в деревне, понимали, что здесь есть возможности для профессионального роста и нормального отдыха. Чтобы была возможность нормально зарабатывать и интересно проводить досуг – заниматься спортом, гулять с детьми, играть на благоустроенных площадках.

Кстати сказать, сегодня мы посмотрели один из таких примеров в Рамонском районе. Действительно, хорошая иллюстрация того, как можно обустроить отдых, быт и решать целый ряд других задач в районном центре и деревнях.

Тем не менее в целом с обустройством жизни на селе есть серьёзные проблемы. И государственная программа комплексного развития сельских территорий разрабатывается именно для решения этих проблем.

Отмечу ключевые направления работы в рамках государственной программы. Прежде всего, конечно, это модернизация инфраструктуры. Для современного села необходимо строить и поддерживать в нормальном состоянии дороги, газопроводы, водопроводы, канализацию и, конечно, телекоммуникационные сети. Всё это сегодня образует, что называется, нормальную, современную, цивилизованную жизнь.

Здесь многое предстоит сделать. Я напомню, что центральное водоснабжение сейчас имеют менее 40% сельских населённых пунктов. Чуть меньше, 35% не имеют асфальтированных подъездов к селу.

Газификация сельских территорий составляет почти 60%. Это результат, кстати, нашей совместной работы. Когда мы начинали этим заниматься чуть больше 10 лет назад, газификация села была меньше 30%. В принципе рост хороший, но это не означает, что на этих цифрах мы должны остановиться. Причём ситуация крайне неравномерна: в центральной части России, в той же Воронежской области, в целом она неплохая, а в некоторых регионах – весьма и весьма сложная.

Решением всех этих проблем мы занимались в рамках ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий». И мы договорились (это произошло в конце прошлого года), что её мероприятия, практически все основные мероприятия, включим в государственную программу, поскольку ведомственная программа себя неплохо зарекомендовала. Речь идёт о строительстве газопроводов и водопроводов, ремонте и строительстве автодорог, подключении к интернету и целом ряде других инфраструктурных задач, которые нужно решать на селе.

Я думаю, в докладе министр расскажет, как эти проекты и программы будут состыкованы, чем предлагается их дополнить. Только что мне депутаты из сельских поселений накидали, что называется, часть задач, проблем, которые они хотели бы отразить в программе. Хотел бы сказать ещё раз, уже за этим официальным столом: просил бы интегрировать идеи, которые звучали на форуме, в ткань программы. А некоторые другие моменты мы ещё обсудим.

Ещё один очень сложный и важный вопрос – жильё. На селе это проблема не менее острая, чем в городе, но важно предложить людям привлекательные условия для улучшения жилищных возможностей. Проект государственной программы предлагает льготную ипотеку (до 3% годовых) тем, кто решил купить или построить новый дом. Мы только что обсуждали: это действительно непростая задача с учётом того, что сельской ипотеки, кредитов в отношении жилья на селе у нас практически нет. Это тема для банков не самая простая, и нам её в рамках этой программы предстоит решить. Её должны использовать тысячи семей. А чтобы сделать строительство менее затратным, нужно подготовить площадки, подвести к ним инженерные коммуникации, дороги, использовать различные стандартные продукты для решения этих задач. Так что эта задача стоит.

Кроме того, для сельских жителей предусмотрена возможность брать потребительские кредиты на благоустройство своих домов и на покупку оборудования для энергоснабжения, водоснабжения, канализации, отопления. По всем этим направлениям тоже нужно подготовить финансовые продукты, которые жители села смогут использовать.
Заседание Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий

Заседание Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий

Но и на дом, и на его обустройство надо заработать деньги. Поэтому на селе нужны дополнительные рабочие места. Для этого проект государственной программы предусматривает выдачу льготных кредитов (до 3% годовых) индивидуальным предпринимателям и организациям, производство которых располагается на сельских территориях. Средства должны пойти на ремонт, на строительство подъездных путей, на инженерную инфраструктуру.

Не менее важно привлекать на село подготовленных специалистов. Эта задача тоже непростая, комплексная. Она сейчас решается, но, наверное, не теми темпами, которые бы всех нас устроили. Надо дать возможность уже работающим повысить свою квалификацию. В проекте государственной программы предусмотрены компенсации затрат сельхозтоваропроизводителям, которые своих сотрудников направляют на дополнительное обучение. Здесь у нас пока стоит цифра 30%, но только что коллеги-депутаты мне озвучили другую цифру – до 70%. Я предлагаю посмотреть эту ситуацию в вилке, чтобы мы могли использовать разные модели. Это может быть и 30%, и 70%, а в некоторых случаях и 100%. Нам надо к какой-то общей границе выйти, тем не менее попробовать эти рамки раздвинуть. Это касается, в частности, приглашения на работу учащихся аграрных вузов. В результате всех этих мер, часть из которых я назвал, уровень занятости на селе должен достичь 80% – это целевой ориентир.

Сегодня мы предъявляем особые требования к общественным пространствам. Это касается не только городов. Благоустроенные зоны отдыха, детские и спортивные площадки, хорошо освещённые улицы, что для села очень важно, нормальные тротуары и автобусные остановки – всё это должно быть сделано по-современному. Это надо также погрузить в ткань программы. Это необходимо, как и восстановление природных ландшафтов, сохранение историко-культурных памятников. Такие мероприятия тоже запланированы. И более прозаические мероприятия, но от этого не менее важные, такие как современный и цивилизованный сбор мусора. В рамках государственной программы к 2025 году планируется выполнить более 42 тыс. соответствующих проектов. Мы сегодня тоже об этом говорили. Надо эти проекты как можно быстрее готовить, чтобы со следующего года они начали воплощаться в жизнь.

Как я уже сказал, мы начинаем работать не с нуля, у нас была ФЦП 2003 года по социальному развитию села, ведомственная программа по устойчивому развитию сельских территорий. Тем не менее масштаб того, что предлагается, существенно больше. С использованием проектного подхода, чтобы учесть потребности каждой конкретной территории и, конечно, мнение сельских жителей.

Ресурсы, которые потребуются на воплощение этих планов, очень значительные, половина этих ресурсов как минимум (мы такие подходы обсуждали) должна возникнуть из внебюджетных источников. Но половина – из бюджетных. Буквально вчера мы с коллегами обсуждали этот вопрос в Правительстве, надо ещё раз сверить все наши приоритеты, сопоставить их с нашими возможностями. Алексей Васильевич (обращаясь к А.Гордееву), прошу эту работу организовать и вместе с Первым вице-премьером Силуановым мне Ваше предложение доложить, Дмитрий Николаевич (Д.Патрушев) тоже должен принять в этом участие, как и другие коллеги из Правительства.

Нам надо государственную программу синхронизировать с национальными проектами и Стратегией пространственного развития страны. Тогда мы можем рассчитывать по-настоящему на комплексный эффект. Программа так и называется – программа комплексного развития сельских территорий.

Послушаем теперь сообщение Министра, потом обсудим. Дмитрий Николаевич, пожалуйста.

Доклад Дмитрия Патрушева на заседании Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий

Д.Патрушев:
В соответствии с поручением Президента Правительству, которое было дано по итогам рабочей поездки в Ставропольский край, Минсельхоз разработал проект государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».

Проект этой госпрограммы сформирован с учётом положительной практики реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села», а также подпрограммы и ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий».

Рассматриваемый сегодня проект учитывает предложения всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной власти, субъектов Федерации, научных сообществ. Кроме того, учтены предложения, полученные по итогам общественного обсуждения. Также в рамках подготовки госпрограммы мы обязательно проработаем предложения, поступившие сегодня, в том числе в рамках заседания Форума сельских депутатов.

Подчеркну, что основой для разработки новой госпрограммы стали результаты аудита текущего состояния сельских территорий России, проведённого Минсельхозом.

В рамках этой работы были проанализированы 133 тыс. сельских населённых пунктов, где проживает более 37 миллионов человек. Исследование велось по основным направлениям, определяющим уровень комфорта жизнедеятельности сельского населения. В первую очередь это доступность социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, а также оценка состояния жилищных условий.

Проведённый анализ подтверждает остроту накопившихся проблем, которые в том числе препятствуют росту численности сельского населения России.

Согласно результатам исследования, для решения первоочередных задач сельских территорий требуется более 6 трлн рублей.

Это предварительная оценка, и она включает в себя следующие направления: только на развитие инженерной инфраструктуры – порядка 2,1 трлн рублей; на повышение качества дорожной инфраструктуры – более 2 трлн рублей; улучшение жилищных условий сельского населения – более 900 млрд рублей.

Кроме того, по направлениям: развитие образования, повышение доступности объектов культуры, расширение доступа к спортивным объектам, развитие системы здравоохранения – ещё более 950 млрд рублей.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, в январе текущего года на совещании Вы поставили задачу провести анализ мероприятий других государственных программ отраслевых министерств в целях недопущения их дублирования в проекте новой госпрограммы. Докладываю по результатам этого анализа: в соответствии с информацией отраслевых министерств, объёмы финансирования, заложенные в федеральный бюджет на ближайшие три года, в рамках госпрограмм по данному направлению составляют 127,4 млрд рублей. При этом на создание новых объектов инфраструктуры запланировано 96,9 млрд рублей. Таким образом, с учётом мероприятий, реализуемых отраслевыми министерствами, необходимое финансирование для создания новых инфраструктурных объектов на сельских территориях можно оценить в сумму порядка 5,9 трлн рублей.

Отмечу, что предусмотренное проектом госпрограммы комплексного развития сельских территорий ресурсное обеспечение на период до 2025 года включительно составляет 2,288 трлн рублей. В том числе, как Вы сказали, из средств федерального бюджета – 1,061 трлн рублей, внебюджетные источники – 1,053 трлн рублей, консолидированные бюджеты субъектов – 174 млрд рублей. При этом на первый год реализации госпрограммы запланировано 228 млрд рублей финансирования, в том числе средства федерального бюджета – 79,2 млрд рублей, внебюджетные источники – 132,9 млрд рублей, консолидированные бюджеты субъектов – 16,4 млрд рублей.

При этом важно отметить, что реализация госпрограммы также будет способствовать увеличению частных инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в валовом внутреннем продукте. Исходя из этого, успешная реализация рассматриваемой сегодня госпрограммы будет являться основой для её последующего продолжения с актуализацией целей и направлений.

В разработанном Минсельхозом проекте новой госпрограммы определены следующие основные цели.

Во-первых, повышение уровня благосостояния сельского населения. В качестве критерия оценки нами был взят показатель соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств. На сегодня, по данным Росстата, это соотношение составляет 68%. По итогам реализации госпрограммы оно должно быть доведено до 80%.

Во-вторых, повышение благоустройства жилого фонда сельского населения посредством увеличения доли жилых помещений, имеющих доступ ко всем видам коммунальных услуг. На текущий момент, по данным Росстата, этому критерию соответствует около 32,5% всего сельского жилого фонда. Целевой индикатор госпрограммы планируется довести до уровня 50%.

В-третьих, это сохранение доли сельского населения в общей численности населения страны.

Достижение поставленных целей будет способствовать серьёзному повышению качества жизни на селе. Для этого должны быть решены следующие задачи. Снижение уровня сельской бедности. Содействие в повышении уровня занятости сельского населения, гарантирующей повышение доходов, включая альтернативные сельскому хозяйству виды деятельности. Создание комфортных и экологически благоприятных условий проживания на сельских территориях. Обеспечение транспортной доступности сельских населённых пунктов. Доведение до современного уровня инженерной, социальной инфраструктуры сельских территорий. Повышение доступности госуслуг. Вторичное освоение сельских территорий, в том числе предполагающее создание привлекательных условий для переселения горожан, а также соотечественников из-за рубежа.

Кроме того, решение основных задач возможно при развитии телекоммуникационной инфраструктуры. В этой связи одной из дополнительных целей госпрограммы является доведение уровня доступности сети Интернет до 95% для всех сельских населённых пунктов.

Важно сказать, что достижение указанных целей и задач будет реализовываться с учётом следующих основных принципов госпрограммы.

Во-первых, местное население является главным выгодоприобретателем программных мероприятий и проектов. Во-вторых, госпрограмма направлена на развитие территорий, где работают предприятия всех сфер экономики, а не только отрасли АПК. В-третьих, наличие рабочих мест, как уже созданных, так и планируемых к созданию, является основным критерием отбора территорий для реализации мероприятий в рамках госпрограммы. И наконец, ещё один главный принцип: полный учёт внешних положительных и отрицательных эффектов от реализуемых проектов. Это означает, что непосредственно в ходе реализации госпрограммы мы будем анализировать эффект проводимых мероприятий, выявлять проблемные вопросы и оперативно принимать меры по их решению.

Далее остановлюсь на структуре госпрограммы. В первую очередь структура предусматривает реализацию ведомственных проектов и ведомственных целевых программ по отдельным направлениям, обеспечивающим комплексное развитие сельских территорий.

Первоочередным действием является проведение детального анализа состояния сельских территорий, предусмотренного в рамках ведомственной целевой программы в рамках госпрограммы «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий». Его результаты позволят провести типологизацию территорий, на основе которой будет разработан стандарт качества жизни, определяющий необходимый для комфортного проживания набор инфраструктурных объектов и услуг.

Кроме того, предполагается разработка критериев размещения объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры на сельских территориях, обеспечивающих принцип комплексности развития сельских территорий.

Также запланирована актуализация действующих отраслевых стандартов государственных услуг и ведения деятельности на сельских территориях. Работа в данном направлении будет проводиться совместно с профильными министерствами на протяжении всего периода реализации госпрограммы.

Подчеркну, что проведённый анализ будет являться базой для дальнейшей оценки происходящих изменений, в том числе в рамках реализации мероприятий госпрограммы.

Далее. Одной из ключевых задач, предусмотренных госпрограммой, является активизация участия сельского населения в вопросах определения направлений развития сельских территорий и принятия соответствующих решений.

В целях решения обозначенной задачи предусматривается комплекс мероприятий, включённых в ведомственную целевую программу «Информационно-методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий», включающих обучение и информационные мероприятия.

Следующим ключевым направлением госпрограммы является проект «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домохозяйств». Данный проект в том числе предполагает реализацию механизма льготной сельской ипотеки на приобретение либо строительство жилья по ставке от 0,1 до 3% годовых. Предполагается, что со стороны федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» будут возмещаться недополученные доходы в размере ключевой ставки Центробанка.

Кроме того, предусматривается участие субъектов в софинансировании данного мероприятия, что позволит дополнительно сократить расходы сельских жителей на обслуживание ипотечных кредитов. Однако здесь важно обеспечить эффективное взаимодействие не только с кредитными организациями, но и, как сегодня отмечалось на съезде, с Центральным банком России.

Также в рамках данного проекта предусматривается реализация целого ряда других мероприятий, направленных на улучшение условий жизни сельского населения.

Следующий ведомственный проект – «Благоустройство сельских территорий». Он призван решать ключевые вопросы по созданию комфортной среды проживания, в том числе – проекты по созданию и обустройству детских игровых площадок, организации освещения территории, восстановлению природных ландшафтов и историко-культурных памятников и многое другое.

Планируется, что до 2025 года включительно будет реализовано не менее 42 тыс. таких проектов. Этой работой будет охвачено более 30% от общего числа сельских территорий.

Для решения вопроса по содействию занятости населения и привлечению кадров, а также в целях увеличения числа рабочих мест во внебюджетном секторе экономики и в сегменте МСП разработан ещё один ведомственный проект – «Содействие занятости сельского населения». Он предусматривает господдержку будущих специалистов при их целевом обучении по ученическим договорам, а также студентов, проходящих производственную практику. Что немаловажно для создания нового бизнеса, а значит, и новых рабочих мест, в проекте предусмотрено льготное кредитование создания, а также подключения объектов к инженерной и транспортной инфраструктуре. Данная мера господдержки будет доступна для организаций всех отраслей экономики, ведущих свою деятельность на сельских территориях, и направлена на повышение их инвестиционной активности. В целом реализация данного проекта совместно с программами развития отдельных отраслей экономики будет способствовать достижению уровня занятости сельского населения трудоспособного возраста до 80%, а также снижению уровня безработицы до 5,7%.

Следующий ведомственный проект – «Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры на сельских территориях». Он предусматривает завершение в 2020–2021 годах строительства и ввод в эксплуатацию объектов, реализация которых была начата в рамках ВЦП «Устойчивое развитие сельских территорий». Речь в том числе идёт о следующих мероприятиях: «Развитие газификации в сельской местности», «Развитие водоснабжения в сельской местности», «Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности». Кроме того, в рамках данного проекта продолжится реализация мероприятия «Развитие сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населённых пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции».

Хочу отметить, что рассматриваемая сегодня госпрограмма будет в том числе включать в себя ключевую ведомственную целевую программу «Современный облик сельских территорий». Её реализация предусматривает применение проектного подхода для решения на сельских территориях экономических, социальных и экологических задач. Целесообразность этого подхода обусловлена: особенностями территорий и необходимостью выработки локальных инструментов для повышения уровня и качества жизни населения; необходимостью повысить инициативность местного населения и предпринимательского сообщества; высоким уровнем затрат для решения накопившихся проблем села, делающим невозможным их решение без средств господдержки. Принимая во внимание значительную капиталоёмкость проектов, программа предусматривает механизм предоставления средств федерального бюджета бюджетам субъектов с привлечением внебюджетных источников. При этом софинансирование со стороны региональных бюджетов пока предлагается установить в размере не более 5%.

Подчеркну, что отличительной особенностью госпрограммы комплексного развития сельских территорий является инициативный характер заявляемых проектов, что предполагает активное участие населения, предпринимательского сообщества, а также органов местного самоуправления в определении направлений реализации проектов.

Минсельхоз России разработает методику отбора проектов комплексного развития сельских территорий путём их предварительного рассмотрения на уровне субъектов. Методика исключит возможность дублирования мероприятий, реализуемых различными ФОИВ и органами государственной власти субъектов.

Важно сказать, что озвученные мной проекты развития сельских территорий, кроме всего прочего, должны обеспечивать достижение целевых показателей, установленных госпрограммой, ориентироваться на документы стратегического планирования Российской Федерации, а также предусматривать возможность применения инновационных и технологичных решений. Все субъекты Федерации подтвердили готовность участия в мероприятиях госпрограммы и уже предварительно прорабатывают соответствующие региональные программы.

С учётом значительного объёма задач мы предлагаем подумать над вопросом о создании отдельной структуры, наделённой полномочиями, необходимыми для эффективной реализации госпрограммы.

Д.Медведев: Какой структуры?

Д.Патрушев: Пока она абстрактная.

Д.Медведев: Всё было хорошо, но тут Вы меня насторожили. Надо ещё одно министерство создать?

Д.Патрушев: Ни в коем случае. Просто мы понимаем, что будет проводиться колоссальная работа в рамках этой госпрограммы. Надо подумать, есть определённые мысли на эту тему.

При этом мы считаем, что в будущем госпрограмма должна стать основным инструментом развития сельских территорий, включающим в себя все отраслевые мероприятия, при условии вовлечения в данный процесс профильных министерств. В настоящий момент Минсельхоз России завершает работу по согласованию проекта госпрограммы с заинтересованными ФОИВ.

Дмитрий Анатольевич, учитывая ограниченные сроки, оставшиеся для выполнения поручения Президента, прошу Вас дать поручения руководителям федеральных органов исполнительной власти завершить согласование и подписать с Минсельхозом России таблицы разногласий и протоколы согласительных совещаний не позднее 22 мая 2019 года. Также прошу Вас поддержать проект рассматриваемой госпрограммы и дать поручение Минфину и Минэкономразвития при формировании проекта федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов предусмотреть финансовое обеспечение на её реализацию.

Источник: Правительство РФ