«Люди должны иметь возможность, не выезжая в областные или даже районные центры, получать государственные услуги, доступ и к дистанционному образованию, и к банковскому обслуживанию, и к другим направлениям. А бизнес – к сервисам, которые помогают развивать свое дело», – объяснил необходимость поправок премьер-министр России Дмитрий Медведев, открывая заседание правительства.

УУС – это такие услуги связи, которые оказываются любому пользователю на всей территории страны в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене. В настоящее время к УУС относятся телефонная связь с использованием таксофонов, инфоматов и аналогичных устройств, доступ к интернету с использованием средств коллективного доступа (в поселениях с населением от 500 человек) и с использованием точек доступа (в населённых пунктах с населением от 250 до 500 человек).

Минкомсвязь России предложила в законодательство об УУС ряд новшеств.

Во-первых, доступ в интернет должен предоставляться во всех населенных пунктах с численностью населения от 100 человек (а не от 250, как сейчас). В более чем 25 тыс. населенных пунктов с населением 100–250 жителей, а это около 8 млн человек, услуги связи остаются по-прежнему недоступными.

Во-вторых, те населенные пункты, где есть интернет, но нет мобильной связи, должна быть и она.

В-третьих, оператор универсального обслуживания не должен иметь права отказывать в подключении к сети физическим и юридическим лицам. Более того, услуга по такому подключению должна быть бесплатной.

В-четвертых, из состава УУС необходимо исключить доступ к интернету через пункты коллективного доступа в связи с их низкой востребованностью у населения. Сэкономленные деньги можно было бы направить на финансирование оказания новых УУС.

В-пятых, в связи с ростом популярности таксофонов их необходимо сохранить в составе УУС. Кроме того, предлагается предусмотреть возможность оснащать их средствами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (такими как сирены, стробоскопы, громкоговорители и т.д.) по решению Минкомсвязи, МЧС и местных органов власти.

В-шестых, правительство необходимо наделить полномочиями назначать универсальных операторов в тех регионах, где деятельность общероссийского единственного поставщика невозможна.

Реформирование УУС не потребует увеличивать ставку отчисления операторов связи в резерв универсального обслуживания (1,2% от выручки).